Смирнова Мария Романовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 11»
г. Стерлитамак
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.
БЕСЕДЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ
КАК ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЯМ
В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход – необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Для того чтобы лучше узнать каждую семью, уклад её жизни, систему воспитания ребёнка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных учреждений используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, приглашение отдельных матерей, отцов в детский сад, индивидуальные памятки и папки передвижки.
Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводится утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей для беседы с ними.
Утренние встречи – беседы воспитателя с родителями кратковременны, но имеют немаловажное значение для выяснения самочувствия ребёнка, а также для создания у его близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю. После вопросов о том, как ребёнок провёл вечер и ночь, воспитатель по возможности коротко информирует родителей о том интересном, что ждёт детей сегодня: экскурсия в парк, музыкальное занятие и т.д.
Вечерние беседы с родителями также ограничены во времени. Педагог информирует некоторых из них о том, как прошёл у ребёнка день в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что следует обратить внимание; например, рассказывает родителям о том, что их сын хорошо дежурил, что ему дано задание ознакомится с улицей, на которой он живёт, и в этом ему следует помочь. Не надо жаловаться родителям на ребёнка, так как реакция их может оказаться педагогически несостоятельной. Частые жалобы лишь свидетельствуют о педагогическом бессилии воспитателя.
В наше время большое внимание уделяется на работу с родителями, так как взаимоотношение родителя и педагога очень важны в построении воспитательного процесса. Многие родители не слышат воспитателя, и воспитатели не всегда правильно понимают то, что говорят ему родители. Чтобы не возникло конфликтной ситуации, есть одна из форм работы с родителями – это индивидуальная консультация.
Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.
Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребёнка, и дать им квалифицированные советы и рекомендации, как исправить положение. Например, воспитатель, убедившись в том, что причиной капризов ребёнка является неправильное воспитание в семье, приглашает мать или отца на консультацию с целью разъяснить им причины капризов и их пути преодоления.
Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка – это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.
Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.
Индивидуальная беседа предполагает открытость, конфиденциальность, непосредственный контакт, а также еще один из положительных моментов: ее можно провести в удобное для каждого родителя время и не ограничиваться временными рамками. Совместный анализ воспитательной деятельности родителей в ходе беседы может показать родителям недостаток их педагогических знаний, необходимость чаще обращаться с волнующими вопросами к педагогам, а также в ознакомлении с литературой педагогического характера, т. е. формировать потребность в самообразовании в этой области.
Список используемых источников:
- Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
- Проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 416 с.. 2000
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ