Модульная система методической работы

Таламанова Ольга Вячеславовна
старший воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 16»
г. Балахна Нижегородской области

 

Модульная система  методической работы с педагогами
по теме: «Создание развивающей предметно-пространственной среды   в группах ДОО  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

 

 Система работы строится на основе взаимосвязанных модулей. Каждый модуль имеет направления работы: методические мероприятия, индивидуальная программа развития педагогов, форма контроля, итог модуля, предполагаемые профессиональные компетенции педагогов по овладению модулем.

Сентябрь.

Рекламное сообщение

Аналитический модуль

«Анализ предметно-развивающей среды в группах ДОО».

Цель: Оценить состояние  и определить перспективы развития предметной среды в группах детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

Методические мероприятия.  

  1. Консультация-диалог «Создание РППС в соответствии с ФГОС ДО. Вопросы диалога: как влияет РППС на социальную ситуацию развития детей, отражает интегративный характер работы педагога в образовательных областях, привести примеры трансформируемого оборудования, вариативности среды, полифункциональности и доступности.
  2. Оценка профессиональных умений педагогов ДОУ. /анкетирование, беседы, наблюдения, анализ РППС/
  3. Анализ деятельности детей по освоению предметной среды в группах. /анализ самостоятельной деятельности детей/
  4. Анализ условий в методическом кабинете. Анализ планирования работы по созданию РППС.
  5. Анализ взаимодействия с семьями воспитанников: отражение в среде результатов детско-родительских проектов, внесение семейных коллекций, выставок творчества и т.д.

Индивидуальная программа развития педагогов.

  • Заполнение анкет.
  • Формулировка проблемных вопросов создания РППС.
  • Самоанализ освоения РППС детьми группы по вопросам: какие центры для самостоятельной деятельности предпочитают дети, какие центры не востребованы детьми, какое оборудование выбирают дети 9стационарное, передвижное, яркое, недооформленное и т.д.
  • Организация интервью детей «Что мне нравится в нашей группе».
  • Анкетирование родителей.

Форма контроля.

Анализ анкет, устное собеседование по вопросу анализа проблем по созданию РППС.
Итог модуля.

На основе совместного с педагогами анализа  выявлены проблемы создания РППС в группах ДОО их причины, намечены перспективы дальнейшей работы.

Предполагаемые профессиональные компетенции педагогов.

Умение анализировать РППС в группе в соответствии с ФГОС ДО, анализировать  освоение детьми РППС группы (самостоятельная  деятельность детей): умение проводить самоанализ деятельности, анализировать затруднения, их причины.

Октябрь-ноябрь.

Мотивационный модуль

«РППС –  концепция целостного развития дошкольника».

Цель: мотивировать деятельность педагогов на создание творческой развивающей среды с ориентацией на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности, ввести педагогов в данную проблему.

  1. Создание творческой группы по проблеме создания РППС в группах ДОО.

Цель работы  группы – объединение педагогов, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по проектированию и созданию РППС.

  1. Консультация – диалог «Психологические основы дошкольного образования». Какие изменения происходят в системе образования? Как понимаете психологические понятия, каким образом эти понятия составят основу РППС в соответствии с ФГОС ДО: социализация, индивидуализация, само ценность детства, амплификация развития и т.д. Каким образом развивающая технология обучения отразится в среде? Как психологические особенности разных возрастных периодов дошкольников отразятся в группе?
  2. Дискуссия «Отражение традиционной и личностно-ориентированной модели обучения в группах».

Проблемы дискуссии:

Устраивает ли Вас традиционная модель создания РППС? Что бы хотели изменить? Активны ли дети в освоении РППС группы? Проанализируйте потребности современных детей? Что возможно изменить? Зачем?

  1. Ярмарка педагогических идей. /выставка нестандартного трансформируемого, полифункционального оборудования/.

Индивидуальная программа развития педагогов.

  • Анализ интернет ресурсов, методической литературы по теме.
  • Разработка  дидактического пособия в соответствии с ФГОС ДО.
  • Составление плана дополнений и изменений РППС группы.

Форма контроля. Участие педагогов в ярмарке педагогических идей.

Итог модуля. Создан коллектив единомышленников (творческая группа) по решению проблемы. Педагоги мотивированы на создание РППС,  на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия.  Намечены основные направления работы с педагогами по теме.

Предполагаемые профессиональные компетенции педагогов.

Критичное отношение к своему труду, потребность в овладении новыми образовательными технологиями, видение личностно – ориентированной модели РППС, ориентир на авторский подход к созданию РППС.

Январь-февраль.

Теоретически-практический модуль

«Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО».

Цель: Введение в проблему проектирования развивающей среды, систематизация знаний педагогов по проблеме, создание условия для приобретения практических навыков проектирования РППС.

Методические мероприятия.

  1. Деловая игра с использованием кейс – технологий. Решение проблемных ситуаций. Анализ ПРС по фотоматериалам. Дискуссия на тему: Влияние среды на ЗБР детей.
  2. Практический семинар «Проектируем пространство группы» –активная зона, спокойная зона, рабочая зона, отражение образовательных областей и видов деятельности в РППС. Работа в творческих группах.

3.Мозговая атака «Отражение  программ и технологий в РППС группы», «Отражение возрастных и индивидуальных особенностей детей в РППС».

Индивидуальная программа развития педагогов.

  • Внесение изменений в пространственное расположение зон группы
  • Составление перечня компонентов РППС в соответствии с реализуемыми программами, индивидуальными и возрастными особенностями детей.
  • Составление перечня оборудования. в соответствии с Методическими рекомендациями для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста . – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

Форма контроля. Разработка и организация  совместных мероприятий с родителями и детьми по созданию и освоению РППС

Итог модуля. Подготовка групп к смотру-конкурсу.

Предполагаемые профессиональные компетенции педагогов.

Интерес к проблеме, стремление к саморазвитию, готовность к пересмотру своего опыта, умение высказывать мнение, задавать вопросы, аргументировать свою позицию.

Март.

Обобщающий модуль «Реализация проектов РППС ».

Цель: Активизировать деятельность педагогов по проектированию и организации развивающей среды в  группах ДОУ, выявить опыт работы.

Методические мероприятия.

  1. Конференция «Создание РППС совместно с детьми и родителями». Каждая творческая группа представляет проведенные мероприятия с детьми и родителями по совместному созданию РППС в группах.
  2. Смотр – конкурс РППС в группах ДОУ.
  3. Деловая игра «Создание проблемных ситуаций для активизации деятельности детей по освоению РППС группы».

Форма контроля. Смотр-конкурс уголков /зон/ РППС в соответствии с ФГОС ДО с предоставлением карты анализа.

Итог модуля.  Создана  РППС в группах ДОО в соответствии с ФГОС ДО. Проведена активная работа с родителями и детьми по созданию РПРС.

Апрель

Модуль коррекции и углубления

«Выработка индивидуальных позиций в создании РППС»

Цель: Формирование индивидуальной, авторской системы педагогической деятельности педагогов  по созданию среды в группах ДОУ.

Методические мероприятия.

  1. Внесение корректировки в РППС группы. Дополнения .
  2. Самоанализ педагогами РППС в соответствии с ФГОС ДО.
  3. Анкетирование педагогов.

Форма контроля. Самоанализ, анкетирование.

Итог модуля. Внесены изменения и дополнения к РППС по результатам смотра-конкурса

Предполагаемые профессиональные компетенции педагогов.

Умение создавать условия для эффективной организации педагогической деятельности, жизнедеятельности детей и работы с родителями, умение высказывать мнение, задавать вопросы, аргументировать свою позицию.

Май

Итоговый модуль (рефлексивный)

«Актуальные проблемы создания РППС в группах ДОО».

Цель: Систематизировать  действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОУ с ориентацией на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности.

Педагогический совет «Актуальные проблемы создания развивающей среды в группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Повестка дня.

  • Итоги смотра-конкурса.
  • Представление лучших проектов РППС (обобщение опыта работы). Оценка опыта педагогами ДОУ. Отчет ТГ.
  • Выдвижение лучших проектов на районные, региональные, федеральные конкурсы, методические объединения, конференции.
  • Технология критического мышления «6 шляп» (по Эдварду де Боно) – анализ проделанной работы с педагогами.

Белая шляпа – мыслим фактами. Что легло в основу РППС в соответствии с ФГОС ДО.

Желтая шляпа. Позитивное мышление. Выделить позитивные стороны работы по развитию РППС.

Черная шляпа. Противоположность желтой шляпе. Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, не принесло результатов.

Красная шляпа. Это – эмоциональная шляпа. Какие эмоции испытывали при работе в творческих группах.

Зеленая шляпа. Это – творческое мышление. «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др.

Синяя шляпа. Это – философская, обобщающая шляпа. Старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

Индивидуальная программа развития педагогов.

  • Составление плана дополнительного материально-технического, методического, дидактического  обеспечения групп ДОО.
  • Перспективы развития группы

Форма контроля. Участие в педагогическом совете.

Результаты методической работы.

Реализованы проекты РППС. Обобщен опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группах ДОУ (лучшие группы, проекты по результатам смотра – конкурса). Составлен план мероприятий по дополнительному оснащению и развитию предметной среды в группах ДОО. Подведен итог формирования профессиональной компетентности педагогов по созданию РППС.

Предполагаемые профессиональные компетенции педагогов.

Умение высказывать мнение, задавать вопросы, аргументировать свою позицию, рассуждать, делать выводы, оценивать собственную педагогическую деятельность.

Список литературы:

1.Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. -М.:ТЦ Сфера,2014.-128с.

 

 

 

 

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь