Арт-терапия в работе с детьми с РАС

Жирнова Оксана Владимировна
Романова Эльвира Наилевна
Тебенькова Анна Владимировна
Воробьева Ольга Алексеевна
воспитатели
МБДОУ ДС №42 «Малинка»
г. Старый Оскол, Белгородская область

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

 

Аутизм, возникший у ребенка в раннем возрасте, называется ранним детским аутизмом (РДА). РДА — это совокупность нескольких видов проявлений, в число которых входят аутизм, различные аффективные проявления, агрессия. Для аутизма характерны тяжелое недоразвитие или поломка самой структуры базальной аффективной организации. Поэтому особенностью коррекции  является  задача на формировании и по возможности завершении этой структуры, развитие  отсутствующих уровней регуляции и отлаживание отношений между ними.

Психологическая коррекция строится поэтапно: установление эмоционального контакта; стимуляция активности, направленной на взаимодействие; снятие страхов; купирование агрессии, самоагрессии, негативизма, формирование целенаправленного поведения.

Для решения задач каждого этапа могут быть использованы разные методы и их подбор индивидуален в каждом конкретном случае.  Коррекционная работа строится с учётом на уровень (группу) аутистических расстройств.

Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве (терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека). Термин “арт-терапия” (терапия искусством) ввел художник Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны.

Рекламное сообщение

Арт-терапия основана на механизме сублимации- это подсознательный психический процесс, который открыл З. Фрейд. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству.

Виды арт-терапии: музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах); изо-терапия (нетрадиционные техники рисования); кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика); сказкотерапия; куклотератия; мнемотехника; креативная игротерапия (песочная терапия); смехотерапия; ароматерапия; цветотерапия (хромотерапия) Песочная терапия.

Задачи АРТ-терапии: Развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия); нормализация эмоционального фона, высвобождение негативных эмоций; облегчение процесса лечения (психотерапии, коррекции) в качестве вспомогательного метода; развитие эстетических качеств, визуального восприятия произведений искусств; снижение напряжения путем обсуждения различных конфликтных ситуаций, гнетущих переживаний; побуждение ребенка к самостоятельному творчеству.

Особо эффективен метод арт-терапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, у которых отмечаются относительно легкие варианты детского аутизма, сохранено понимание речи, нет глубокой задержки интеллектуального развития. Наиболее эффективными в работе с аутистами считаются такие арт-терапевтические методы, как сочетание сказкотерпии с рисованием, а также куклотерапия.

Одна из разновидностей арт-терапии- Песочная терапия, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.История возникновения Корни песочной терапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу Идею подхватила педиатр и психолог Маргарет Ловенфельд, позволившая детям играть с песком в своем кабинете. В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Калф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Возможности песочной терапии позволяют проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Способствует изменению отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе. Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения. Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы. Преимущества переноса традиционных педагогических занятий в песочницу Во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать или работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается “тактильная” чувствительность как основа развития “ручного интеллекта”. В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, песок как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию.

Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи: диагностические; коррекционные; терапевтические; творческого развития. Рекомендуется предлагать песочную терапию и она успешно используется в случаях трудностей в общении, взаимоотношения детей и родителей, кризисные ситуации (развод, переезд), психологические травмы, расстройства настроения, страхи, тики, навязчивости и другие расстройства,    проблемы поведения (агрессия), ограничен в проявлении своих чувств; Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: Клиент характеризуется повышенной возбудимостью; У клиента есть обсессивно-компульсивный синдром (невроз навязчивых состояний); Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы. Кожные заболевания и порезы на руках.

 

 

Скачать (PDF, 1.44MB)

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь