Синенко Оксана Юрьевна
Кайсаканова Татьяна Андреевна
воспитатели
Федина Марина Алексеевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
Старооскольского городского округа
Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»
Термин «аутизм» (от греческого «autos» – сам) был введен известным швейцарским психиатром Е. Блейлером в начале 20 века. Изначально под аутизмом понималось отгороженность от мира, уход в себя.
Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают.
Подход к ребёнку с РАС должен быть максимально индивидуален, иначе возможности проводить коррекционную работу не будет. Нужно стараться строго соблюдать режим дня и ритм жизни ребёнка. Создавать обстановку, в которой ребенку захочется общаться. Необходимо принять и понять ребёнка таким, какой он есть, и относиться к нему бережно.
На сегодняшний день одним из наиболее эффективных способов коррекции аутизма является метод прикладного анализа, или АВА-терапия.
Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с расстройством РАС и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится — не будет.
АВА-терапия — это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет. Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия, отмечают, что у детей улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению.
Для детей с расстройством РАС чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, в а помощи переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА. Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5–6 лет), освоить речь. Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.
Список литературы:
- Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. // Серия «Особый ребенок». – М.: Теревинф, 2005.
- Рудик О.С. Как помочь аутичному ребенку: кн. для родителей и специалистов: метод. пособие. – М.: Владос, 2020.
- Шрамм Р. Детский аутизм и АВА: АВА-терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения // Р. Шрамм; пер. С англ. 3. Измайловой-Камар; науч. Ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013.
- Эстербрук С. Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями / С. Эстербрук. и др. // Развитие личности. – 2013. – №3.