Особенности работы с детьми с расстройствами аутистического

Косарева Людмила Владимировна
Тимонова Лилиана Аликовна
воспитатели
Назарова Таисья Анатольевна
тьютор
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Г. Старый Оскол

 

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

 

В настоящее время в практике специалистов, работающих с детьми с отклоняющимся развитием, значительно возросло количество детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Проблема обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Так что же делать, если рядом с Вами находится ребёнок с расстройством аутистического спектра?

Ну, во-первых. Чем больше мы углубляемся в тему обучения и развития деток-аутистов, тем больше убеждаемся, что успех коррекционной деятельности зависит от того, насколько сплоченной и координированной будет работа с детьми с РАС. Все звенья, которые задействованы в процессе, должны придерживаться одной линии, совместно избрать путь и двигаться вперед, несмотря на препятствия.

Во-вторых, создание максимально возможных условий для комфортного нахождения ребёнка с РАС в детском саду.

Рекламное сообщение     

  В-третьих, грамотное сочетание всех основных направлений работы с детьми с РАС. Это и способ «эмоционального присоединения» (К.С. Лебединской и О.С. Никольской), визуальная терапия, и одним из эффективных способов коррекции является метод прикладного анализа, или АВА-терапия. Ее главная задача – помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.

  И обязательно составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года. Индивидуализация! Обязательно! Двух одинаковых детей с РАС не бывает. Именно поэтому очень важно не забывать о индивидуальном подходе к каждому ребёнку.

    Следует четко понимать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не лучше и не хуже других ребят, они просто другие. Дети с РАС имеют выраженные трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими, организации собственной деятельности. Им сложно контролировать свои эмоции и поведение: тревога у них быстро переходит в агрессию, на изменение привычного заведенного порядка они дают яркие аффективные реакции. Кроме этого, для многих детей характерна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам (непереносимость визуальных, аудиальных или кинестетических раздражителей), а также стерео типичное поведение. Эти особенности детей создают определенные трудности включения ребенка в образовательную среду, поэтому первоочередной задачей специальной психолого-педагогической помощи детям с РАС является установление эмоционального контакта с ребенком и его вовлечение в развивающее взаимодействие.

     Важно постепенно вводить в жизнь ребенка что-либо новое и также постепенно увеличивать сложность предлагаемых игр или заданий. На первых этапах работы с такими детьми желательно предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь.

     Надо дозировать индивидуальную образовательную нагрузку, учитывая темп и работоспособность ребенка, предоставлять ему возможность своевременно переключиться на игру или отдых, создать комфортное пространство для этого.

     Организовать для ребенка особенно четкую и упорядоченную временно-пространственную структуру образовательной среды. Дети с РАС видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: они должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.

     Детям, имеющим расстройства аутистического спектра, в обязательном порядке должна оказываться психологическая помощь. Работа психолога может быть направлена на предупреждение возможных вспышек агрессии, формирование у ребенка навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния, обучение ребенка простым навыкам контакта с окружающими его людьми.

    Некоторые формы и приемы, которые используем в своей работе:

  1. Игра – наиболее эффективное средство специальной помощи ребенку раннего и дошкольного возраста с аутизмом. Эмоциональная связь с близкими людьми, общение, игровое взаимодействие те условия нормального развития, которые необходимо воссоздать в воспитании ребенка с аутизмом.
  2. Эмоционально-смысловое комментирование. Любое присоединение взрослого к ауто-стимуляции аутичного ребенка должно сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием. Более того, взрослый не всегда может (и не всегда должен) включаться в игру аутичного ребенка на уровне конкретных действий; его задача, прежде всего, постоянно комментировать ситуацию, придавая ей положительную эмоциональную окраску и определенный игровой смысл.
  3. Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме. Визуальные подсказки дают шаги или указания в том, что ребенок будет делать в рамках определённого занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки позволяет ребенку видеть, каковы шаги выполнения конкретной активности. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, читки зубов, посещение туалета.
  4. Положительное поощрение Событие, занятие или другие условия, которые следуют за желательным поведением со стороны воспитанника и которые приводят к учащению такого поведения в будущем.
  5. Техника угасания. Отмена или устранение поощрения мешающего поведения с целью уменьшения частоты этого поведения. Хотя эта техника может применяться как отдельный метод, часто она используется в рамках функционального анализа поведения, дифференциального поощрения.
  6. Физические упражнения. Повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение.
  7. Музыка является уникальным способом взаимодействия людей друг с другом, ведь она может обеспечить мощный мультисенсорный опыт. Особенно это полезно для детей с аутистическим спектральным расстройством. Она предоставляет детям возможность общаться с другими, испытывать новые формы расслабления, способствует самовыражению.
  8. Видеомоделирование или аудио-моделирование. Визуальное или аудио-моделирование целевого поведения или навыка (как правило, в области поведения, речи, коммуникации, игровых и социальных навыков), которое демонстрируется с помощью видеозаписи или воспроизводящего оборудования для облегчения обучения или инициации желательного поведения или навыка. Это лишь некоторые из приемов работы с детьми с расстройством аутистического спектра.

Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, необходимо соблюдать следующие правила:

  •  * Никогда не тащить ребёнка за руки, куда бы то ни было;
  •  * Если возникает необходимость перейти в другое помещение, а    ребёнок отказывается это сделать, нужно приподнять ребёнка со спины, возможно, он опустит ноги и пойдёт самостоятельно за другими детьми, если это произойдёт, то необходимо очень сильно похвалить ребёнка. В случае отказа, взрослый, находясь сзади, ведёт ребёнка со спины (физическая подсказка).
  •  * Создавать благоприятную окружающую среду и контролировать её;
  •  *Необходимо учиться предупреждать плохое поведение ребенка;
  •  * Продумывать предлагаемые задания так, чтобы ребёнок мог с ними справляться, особенно на первых порах;
  •  * Если возникают трудности при выполнении задания необходимо своевременно оказывать помощь (давать подсказки), стараться делать это незаметно, чтобы не спровоцировать нежелательное поведение и не лишить ребёнка уверенности в своих силах;
  •  * Чётко давать инструкции, не стоит часто обращаться к ребёнку по имени;
  •  * При обучении способам взаимодействия использовать те виды деятельности, которые представляют интерес для ребёнка, особенно на начальных этапах работы;
  •  * Всегда хвалить за выполненное задание;
  •  * Заканчивать любое занятие положительным результатом – пусть последнее задание будет простым (педагог знает, что ребёнок с ним справится), использовать поощрение.
  •  * Ребёнок должен уходить с занятия в хорошем настроении, в конце занятия можно: организовать игры с мыльными пузырями или воздушным шариком, подарить наклейку и т.д.

        И в конце хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь эти дети приходят проверить нас на человечность.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь