Федорив Елена Фагимовна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 20 «Калинка»
Старооскольского городского округа
В ГОСТИ С ЗАЙЧИКОМ
конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме «Овощи»
Обучающие задачи:
- расширять представления детей об овощах на основе описания их внешних характеристик.
- закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и величину.
- различать овощи по внешнему виду; учить составлять элементарные описания овощей.
- упражнять в употреблении уменьшительно–ласкательных названий овощей.
Развивающие задачи:
- развивать речь, память, внимание, эмоциональную выразительность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
Использованные методы:
Словесные: описание зайца, овощей, логические вопросы, отгадывание загадок.
Практические: дидактические игры «Чудесный мешочек», «Назови, чего не стало?», пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», динамическая игра «Соберём урожай».
Оборудование: муляжи овощей, «чудесный мешочек», наглядные пособия с изображением огорода, мягкая игрушка заяц.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций овощей, обучение отгадыванию загадок, разучивание пальчиковой гимнастики «Засолка капусты».
Ход занятия.
- Организационный момент.
– Ребята, сегодня к нам в гости пришёл необычный гость. А, чтобы узнать, кто это, надо отгадать загадку:
«Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку».
– Кто это? (Зайка). Ой, посмотрите, кто это? (Дети называют.)
– Правильно зайка Степашка. Давайте, позовем его тихо «Иди к нам, зайка». Теперь громко.
– Здравствуй, зайка. (Дети здороваются).
– Посмотрите, ребята, на зайчика. Какого цвета зайка? (Белого). Погладьте, какой он? (Мягкий, пушистый, теплый). Что у него есть? (ушки, хвостик…) Какие у него уши? Какой хвостик? Посмотрите, ребята, что принёс с собой зайчик? («Чудесный мешочек») Смотрите, какой мешочек красивый. Что у Степашки в мешочке? Опускай ручку, доставай овощ.
- Игра «Чудесный мешочек». (Дети по очереди опускают руку в мешочек и достают различные овощи, если ребенок боится или не справляется самостоятельно, ему помогает воспитатель.)
А какая у нас морковка? (Дети – длинная оранжевая), а давайте теперь повторим дружно, морковка длинная, оранжевая).
- Игра «Назови ласково» А теперь давайте назовем нашу морковку ласково (помидорчик, баклажанчик , огурчик и. т.д.).
У зайки много овощей выросло на огороде, вот посмотрите какой огород у зайчика. Овощи выросли на грядках.
– Дети, а вы знаете, чем огурец отличается от помидора? А морковь от перца? Правильно морковь продолговатая, оранжевого цвета, а перец – красного и круглый. Все эти овощи выросли на огороде, сажают их весной, а в какое время года убирают? (Летом и осенью).
- Игра «Назови, чего не стало?»
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат муляжи овощей.
– Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
Проводится игра «Назови, чего не стало».
- Игровая ситуация «Овощи толстушки и худышки»
– Овощи одинаковые по форме или разные? Какие овощи по форме бывают? Если круглые, то про них можно сказать – толстушки. Если вытянутые, то – худышки. Воспитатель предлагает разделить овощи на 2 группы. Дети отвечают на вопросы, показывают овощи – толстушки (надувают щёки, худышки – втягивают щёки).
– А теперь, давайте, покажем зайчику, как мы собираем урожай.
6.Физкультминутка «Собираем урожай»
Дети шли, шли, шли
В огород к зайчику зашли,
Мы картошки накопали – раз два, раз два
Огурцы с грядки сорвали – раз два, раз два.
Выдернули всю морковку – раз, два, раз, два,
Срезали капусту ловко – раз, два, раз, два.
Все в корзину положили.
- Игровая ситуация на развитие эмоциональной выразительности.
– Какой богатый урожай мы собрали! Как мы будем радоваться урожаю? АХ! АХ! АХ! (радостно).
– Ребята, а вы знаете, какие овощи любит зайчик? (Капусту, морковь). Поможем зайчику капусту засолить?
- Упражнение «Засолка капусты»
- Воспитатель: Давайте угостим зайчика.
На столе овощи (муляжи)
Воспитатель: Саша, угости зайку капустой, а ты, Миша, морковкой.
Дети выполняют.
- Итог занятия.
Нашему зайчику пора собираться домой. Попрощаемся с ним. (Дети прощаются с зайцем).
– Кто приходил к нам сегодня в гости?
– Что он нам принес в подарок?
– Какие овощи выросли у него на огороде?
– В какую игру вам понравилось сегодня играть?
Воспитатель. Зайка говорит вам спасибо!