Речь как показатель психологического развития дошкольника

Консультация для педагогов с практическим показом
“Речь, как показатель психологического развития дошкольника”

Подготовила:
педагог-психолог
МАДОУ «ЦРР – ДС №12»
Кудрявцева О.В.

 

Речевые игры на развитие мышления.

Исключи лишнее.

Цель. Развитие мышление, учить выделять и называть лишнее.

Возраст. 3-7 лет.

Рекламное сообщение     

Ход. Воспитатель предлагает выбрать из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

апельсин, киви, хурма

сахар, пшеница, вата.

Форма:

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка.

Величина:

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка.

Вкус:

конфета, картошка, варенье

торт, селедка, мороженое.

Вес:

вата, гиря, штанга

мясорубка, перышко, гантели.

Что может быть такое.

Цель. Развитие мышление, учить называть нужный предмет.

Возраст. 3-7 лет.

Ход игры. Водящий называет три характеристики предмета: размер, форму и цвет. Например, Что может быть такое: большое, белое, квадратное? Первый игрок называет предмет, который может быть таким. Получает за это «приз». Потом водящий изменяет одну из характеристик, например: размер, и задает вопрос следующему ребенку. Что может быть такое: маленькое, белое, квадратное? Если игрок не знает, право ответа переходит к следующему, а тот не получает «приз». Побеждает игрок, у которого больше всего «призов».

Ключ к неизвестному.

Цель. Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса, продолжать учит вести диалог, закреплять умение задавать вопросы, формулировать свои мысли.

Возраст. 5-7 лет.

Оборудование. Предмет по теме ООД.

Ход игры. Детям предлагается отгадать, что спрятал в руке воспитатель. Для этого они могут задавать вопросы, а воспитатель будет отвечать. Воспитатель объясняет, что вопросы – это ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ поможет раскрыть один палец. Этих ключей может быть много. Таким образом, можно подвести дошкольников к теме ООД или теме определенного временного периода. Например, Мир животных. Дети задают вопросы, воспитатель открывает по одному пальцы. Показывает картинку, дети определяют тему ООД.

Необитаемый остров.

Цель. Развитие мышления, закреплять умение составлять предложения.

Возраст. 5-7 лет.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход игры. Детям предлагается обсудить, что следует захватить с собой, отправляясь на необитаемый остров. Дошкольники отбирают необходимые картинки из пяти-шести предметов, которые игроки считают самыми важными.
Потом водящий (педагог или ребенок) задает следующие вопросы:

  1. В чем вы будете готовить еду? Покажите и расскажите.
  2. Чем разожжете огонь? Покажите и расскажите.
  3. С чем пойдете на охоту? Покажите и расскажите.
  4. Чем вылечите ранку? Покажите и расскажите.

Воспитатель предлагает еще несколько картинок. Задает последний вопрос: «Что вы будете делать со всем остальным?».

Жук.

Цель. Развитие познавательной активности, мышления, умения ориентироваться на плоскости, закрепление знаний основных цветов, учить комментировать свои действия.

Возраст. 3-7 лет.

Оборудование. Игровое поле 5х5 клеток или 3х3 (в зависимости от возраста), которые через одну окрашены в разные цвета. Фишка — жук.

Ход игры. Воспитатель говорит. Сидел жук в своем домике, а потом решил выползти погулять. Жук продвинулся на две клеточки вверх. Взрослый говорит, в каком направлении и на сколько клеток жук продвинулся. Потом спрашивает у детей:

  1. На клеточку какого  цвета приполз жук?
  2. Между какими цветами оказался жук.

Можно играть в эту игру еще и развивая память. Жук летает из одного магазина в другой и в каждом покупает какую-то вещь. Когда после посещения нескольких магазинов, жук возвращается. Дети вспоминают, что же лежит у него в корзинке с покупками.

Продолжи слово.

Цель. Развитие мышление, учить подбирать необходимый слог в словах.

Возраст. 5-7 лет.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Игроки делятся на две команды и выстраиваются в шеренгу лицом друг к другу. Крайний игрок в одном из рядов получает мяч. Он произносит начало слова, например: мы-, и бросает мяч игроку, стоящему напротив, а сам бежит в колец ряда. Тот ловит мяч, произносит окончание слова, например: -ши, передает мяч своему соседу в шеренге и тоже бежит в конец. Следующий игрок снова произносит начало слова и т. д. Если игрок не может составить слово, то он передает мяч соседу и выходит из игры.

Что слышал.

Цель. Развитие мышление, учить формулировать собственные мысли.

Возраст. 3-7 лет.

Оборудование. Ширма, стакан воды, тарелки, ложки.

Ход игры. За ширмой взрослый делает что – либо с заранее подготовленными предметами: наливает воду; раскладывает тарелки, ложки. Задача детей по звукам понять, что делали, а затем по порядку рассказать, что они слышали и поняли.

Речевые игры на развитие внимания.

Угадай.

Цель. Развитие внимания, учить формулировать вопрос.

Возраст. 5-7 лет.

Ход игры. Водящий задумывает одного из присутствующих и пишет его имя на листке. Участники по очереди задают ему вопросы о загаданном человеке, требующие ответа «да», «нет» или «возможно». Давать других ответов водящий не имеет права.

Кто внимательный.

Цель. Развитие внимания, учить согласовывать числительные и существительные в числе, роде и падеже.

Возраст. 5-7 лет.

Ход игры. Дети закрывают глаза и отвечают на вопросы.

– Сколько окон в нашем зале?

– Сколько столов сейчас в музыкальном зале?

– Сколько музыкальных инструментов в этом зале?

– Во что одета Ольга Николаевна?

– Что лежит на подоконнике?

Давайте познакомимся.

Цель. Развитие внимания, учить составлять описательный рассказ.

Возраст. 5-7 лет.

Ход игры. Дети одушевляет различные предметы, превращается в них и рассказывает о «себе». Например: «Давайте познакомимся, я – терка. Конечно, дырявая, металлическая. Мое любимое занятие – измельчать все, что попадает ко мне на спину. Живу я на кухне».

Да-нетка.

Цель. Развивать внимание, совершенствовать диалогическую речь.

Возраст. 5-7 лет.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход. Перед детьми раскладываются предметные картинки. Ребенок выбирает одну, не смотрит на нее, показывает детям. Начинает задавать вопросы, чтобы догадаться, что нарисовано на картинке. Задавать нужно вопросы таким образом, чтобы ответить на них можно только да или нет.

Похож – не похож.

Цель. Учить сравнивать предметы, развивать внимание.

Возраст. 5-7 лет.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход. Детям предлагается описать предметные картинки, не называя их. Например, сравним помидор и огурец. Похожи: растут в огороде, овощи содержат витамины, для роста им нужны свет, тепло, влага. Не похожи: один овощ зеленый, другой красный. Один круглый, другой овальный. Дети должны угадать и показать соответствующие картинки

Сравним помидор и мяч.

Похожи: круглые, красные. Не похожи: один – овощ, другой игрушка. Один съедобный, другой – нет.

Хорошо и плохо.

Цель. Развивать внимательность и умение высказывать свою мысль.

Возраст. 4-7 лет.

Оборудование. Двухсторонняя полочка: один конец – белый, другой – синий.

Ход. Детям предлагается определенная тема. Дошкольники должны найти в ней положительные и отрицательные стороны. Например, слово лес. Палочка белым концом вверх. В лесу много грибов и ягод. В лесу свежий воздух. Полочка синим концом вниз. В лесу можно заблудиться, там много комаров.

Зверята.

Цель. Развивать внимание и умение правильно называть ошибки.

Возраст. 4-7 лет.

Ход. Детям предлагается послушать шуточные стихи и найти ошибки.

К нам пришли зверята: щуки и телята,

Кошки и вороны,

Тигры, макароны.

К нам пришли зверята:

Лисята и волчата,

Утюги, моржи,

Воробьи, стрижи.

К нам пришли зверята:

Ягнята и телята,

Дятлы и кукушки,

Булочки и плюшки.

 

Назови в правильном порядке.

Цель. Развивать внимание.

Возраст. 4-7 лет.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход. Воспитатель предлагает вниманию детей предметные картинки: шапка, шарф, сапоги, теплые штаны, куртка, варежки, свитер, носки. Причитать детям стихотворение.

В зимний холод нам нужны:

Свитер, теплые штаны,

Шапка, шарф и сапоги, куртка, варежки, носки.

Предложить показать и назвать предметы в том порядке, которые обозначены в стихотворении.

Загадки-обманки.

Цель. Развивать внимание, учить подбирать необходимые слова.

Возраст. 5-7 лет.

Ход. Прочитать загадки-двустишия. Предупредить детей, что нужно быть внимательным, чтобы добавить последнее слово.

Собирает с грядки внук
Сто стручков, зеленый.. горох.

По лесу идем, в лукошки
Наберем одной… земляники.

Ему бананы рвать не лень
Свой хобот вытянул… слон.

На животе висит карман,
В нем дочку носит.. кенгуру.

Лучик солнышка потух
В лесу завыл…волк.

Шарик серый ты не тронь,
Всех уколет тихий… еж.

После того, как дошкольники отгадают слова, воспитатель показывает картинку.

Ответь правильно.

Цель. Развивать внимание, умение высказывать свои предположения.

Возраст. 3-7 лет.

Ход. Постарайтесь не рассматривать друг друга.

  • Кто голубоглазый?
  • Кто в белой рубашке?
  • Сколько светильников?
  • Кто брюнет?
  • У кого сейчас есть бусы?

 

Речевые игры на развитие памяти.

Видеоскоп.

Цель. Развивать память, учить сочетать слова в роде, числе, падеже.

Возраст. 4-7 лет.

Оборудование. Набор открыток.

Ход. Дети сидят в кругу. По кругу передаются пять открыток. После того, как открытки прошли круг, их убирают. Дети должны вспомнить по порядку, что нарисовано на открытках.

День рождения Кати.

Цель. Развивать память, учить составлять простые предложения.

Возраст. 4-7 лет.

Оборудование. Стол, четыре стула, четыре куклы, набор продуктов четыре тарелки.

Ход. Воспитатель говорит детям. Сегодня у куклы Кати День рождение. Катя будет, есть конфету. К ней придут гости кукла Оля. Она будет, есть шоколад. Кукла Таня будет, есть мандарин. Кукла Маша будет, есть яблоко. Далее воспитатель предлагает детям рассадить кукол за стол, разложить нужное угощение, назвать имена кукол и рассказать, что они будут есть.

Макаронина.

Цель. Развивать память, учить составлять простые предложения.

Возраст. 4-7 лет.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход. Дети садятся извилистой макарониной, им даются карточки. Дошкольники должны запомнить, что нарисовано на карточке у него и соседей, затем все убирают карточки, и каждый должен вспомнить, что было нарисовано на карточках. Если ребенок забыл, что нарисовано на его карточке или соседа, он говорит «я – макаронина» и выходит из игры. Выигрывает тот, кто выйдет из игры последним.

Бабушкин чемодан.

Цель. Развивать память, учить называть слова в определенной последовательности.

Возраст. 5-7 лет.

Ход. Ведущий говорит детям. К нам едет бабушка и в своем чемодане она привезет тапочки. Дети повторяют, что сказал ведущий и добавляют еще одну вещь в чемодан. Следующий игрок повторяет то же самое и добавляет еще одну вещь в чемодан. И так далее.

Свет, зажгись.

Цель. Развивать память, вызывать желание повторять текст.

Возраст. 4-7 лет.

Оборудование. Настольная лампа.

Ход. Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе скажите детям определенный текст. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу. Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала.

Рефлексия. Интервьюирование.

Литература.

  1. Мисуна С. Развиваем логическое мышление.//Дошкольное воспитание. – 2005.- №12-с.21-26.
  2. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. / Под ред.  Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. – исслед. ин-т Дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика,2000-200с.
  3. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения/Л.Ф. Тихомирова.- М.: 2003.
  4. Эльконин Д. Психологические вопросы игры дошкольника.//Дошкольное воспитание.-2008.- №7-с.19-30.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь