Подружись с пальчиками

Консультация для родителей с практическим показом
“Подружись с пальчиками”

Подготовила:
педагог-психолог
МАДОУ «ЦРР – ДС № 12»
Кудрявцева О.В.

Сегодня все чаще родители могут услышать от педагогов  детского сада, что у их ребенка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей моторное развитие отстаёт по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, все это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.

  1. Сущность мелкой моторики

1.1. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость». Если присмотреться, то вокруг нас множество взрослых людей, у которых всё валится из рук, их движения неуклюжи и сами они, кажется, неповоротливы. Причины такого явления, как правило, уходят в раннее детство человека, когда развитию его мелкой моторики не уделялось должного внимания. Педагоги начальных классов нередко видят, что ребёнок, пришедший в первый класс, элементарно даже не может держать в руках карандаш, он не умеет вырезать, а в его прописях «красуются» одни каракули. Такому ребёнку учение даётся очень сложно, ведь дети с хорошо развитой мелкой моторикой схватывают всё буквально на лету, им легко учиться писать и читать. Таким образом, уровень развития мелкой моторики оказывает существенное влияние на общее развитие ребёнка, успешность его обучения в школе. Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

1.2. Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга отвечает за  двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у  ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия с логопедом, так и занятия на развитие двигательных способностей рук. Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребенка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.

Рекламное сообщение     

1.3. Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребенка?

Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с вашей помощью ребенок быстро этому научится. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.

1.4. Каким образом происходит развитие мелкой моторики?

Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребёнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребёнок всё чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.

1.5. Что способствует процессу ускорения развития мелкой моторики?

Что же способствует развитию мелкой моторики малыша? Существует множество эффективных способов развития мелкой моторики, о которых мы сейчас поговорим. Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно.

  1. Способы  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

2.1. Упражнения для развития мелкой моторики

Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребенка.

  1. «Найди меня» — эта игра заключается в следующем. В небольшую емкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Все размешивается, и ребенок должен найти на ощупь игрушки.
  2. Лепка. В настоящее время существует огромное количество материалов, из которых можно лепить. Это и пластилин, и глина, и слоёное тесто, и другие. Детям данное занятие очень нравится. Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.
  3. «Распредели по местам» — для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребенок должен их перебрать по разным емкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом – для этого пусть ребенок растирает их в руках.
  4. Выкладывание мозаики – в любом магазине детских товаров можно приобрести мозаики и выкладывать их вместе с ребенком. При этом важно помнить, что мозаика должна соответствовать возрасту ребенка.
  5. Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определенные движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе.
  6. Игры-шнуровки. Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребенок берет шнурок и продевает его в эти отверстия.
  7. Нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст малыша, тем крупнее должны быть бусины, при этом следует внимательно следить, чтобы малыш не использовал их не по назначению, ведь маленькие непоседы очень любят все пробовать на вкус. Старшим дошкольникам можно нанизывать бисер, а чтобы это было не простое нанизывание – делайте бусы, ожерелья, браслеты и т. п.
  8. Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной емкости, а потом сортируются по цвету, форме, размеру. Чтобы детям не было скучно, активизируйте свою фантазию. Пусть красные бусины – это будет угощение для мишки, а зелёные – для зайки. Это занятие требует большой усидчивости и внимания, поэтому заниматься им дольше десяти минут не стоит, чтобы у ребенка не пропал интерес. Не смешивайте много бусин, чтобы ребенок смог перебрать все до конца, не бросая дело, не завершив его.
  9. «Рыболов» — в ванну наливается вода, в нее помещаются не тонущие игрушки. Ребенок должен их выловить из воды, используя небольшое сито.
  10. «Переливаем, пересыпаем» — в одну емкость можно налить воды или что-нибудь насыпать. Ребёнок должен аккуратно пересыпать или перелить воду в пустую емкость. Пересыпать и переливать можно из одной емкости в другую с помощью ложки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

При проведении пальчиковой гимнастики можно использовать счетные палочки. Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник).   Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти. Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом. При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:

  1. Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
  2. Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
  3. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).
  4. Самому придумать и сложить фигуру.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы. Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.  Рисунок из фасоли.
На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

«Забавные картинки». По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

«Трубочки для коктейля». Можно разрезать на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

«Разноцветные прищепки». У нас в руках самая обыкновенная бельевая прищепка. Нажимаем на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась. Похоже, как будто кто-то открывает рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и нам сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». А теперь прицепим нашего крокодила к желтому кружочку. Что ж, сразу вспоминаются строки К. Чуковского: «Горе! Горе! Крокодил солнце в небе проглотил!»

А теперь прикрепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т.д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления. Продолжаем фантазировать дальше. Возьмем зеленый треугольник и прикрепим к его краям зеленые прищепки-веточки. Получилась елочка. А теперь, к одному краю зеленой полоски прикрепляем зеленые прищепки и получаем травку. Используя синий овал и синие прищепки-капельки, делаем тучку, из которой идет дождик. А, прикрепляя прищепки к небольшим разноцветным овалам, получаем бабочек. Такое превращение прищепок может быть бесконечным: человечек, клоун, буквы, собачка, зайка, лошадка, клоун, гусеница, кактус, расческа, динозаврик, ежик и т.д. Можно придумать самые разные истории и рассказать их вместе с детьми.

В настоящее время возрос интерес многих специалистов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песка. С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность,  оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду.  Погружение обеих рук в песок снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук. В играх с песком развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. В процессе образовательной работы с использованием песка происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, что дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Работая с песком, дети испытывают радость, воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъем. Во время игр с песком у детей развивается мелкая моторика, речь, психические процессы, а отсюда и познавательная деятельность.

В последнее время возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми. Су-джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в настоящее время. Использование массажных шариков  су-джок в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. Су-джок терапия базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине.  «Су» по-корейски – кисть, «джок» – стопа. С помощью колец удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние на весь организм. Дети с удовольствием играют с подобным массажером – яркие краски привлекают их внимание. Су-джок развивает мелкую моторику рук, а это, как известно, напрямую связано с умственным и речевым развитием детей. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Рассмотрим некоторые формы данной работы с детьми.

Автоматизация звуков

  1. Дети поочерндно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики. Ребёнок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука
  2. Ребенок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-валик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью массажер, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» и другие.

Развитие памяти, внимания

Дети выполняют инструкцию взрослого: надень колечко на мизинец правой руки, возьми ежик-массажер в правую руку и спрячь за спину и т.д., ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец, какой руки надето кольцо.

Заключение

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным и способным,  обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь