Жданико Елена Валериевна
Журавель Елена Ивановна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок»
поселок Борисовка Белгородской области
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни.
Причинить вред жизни и здоровью людей могут домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.
Поведение людей в опасной ситуации различно. Ощущение угрозы у одних превращается в чувство обреченности, делает человека совершенно беспомощным и неспособным к активной защите. Эффект неожиданности может притупить внимание и восприятие, ослабить память, повлиять на процесс мышления и вызвать растерянность, что в свою очередь приводит к неадекватному выполнению жизнеспасающих действий.
У других людей угрожающая обстановка способна вызвать общий подъем душевных и физических сил, мобилизацию активности и возможностей для изменения опасной ситуации путем воздействия на неё или ухода от неё.
Исследователи Ю. Александров, О. Лабастов, Л. Спивак и др. отмечают, что у подготовленного к опасной ситуации «компетентного» человека преодоление чувства растерянности происходит значительно быстрее; у полностью неподготовленного – сохраняющаяся растерянность определяет длительное бездействие, суетливость.
Таким образом, знание правил безопасности, овладение умениями и навыками выполнения безопасных операций, т.е. опыт безопасного поведения, позволяет предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости – действовать. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека. И начинать надо с дошкольного возраста. Этот возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Задача взрослых – родителей и педагогов – состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Участившиеся в последнее время трагические случаи травматизма детей в быту и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической работы с детьми и родителями по данной теме.
Большинство детей младшего дошкольного возраста называют лишь отдельные источники опасности в быту, не знают меры предосторожности и действия в случае опасности, у детей не сформированы навыки пользования опасными предметами.
Чтобы сформировать у детей представления о правилах безопасного поведения используются разнообразные виды детской деятельности: познавательная, речевая, изобразительная, игровая, наглядно-агитационная, театрализованная. Ребенок должен быть не пассивным зрителем или слушателем всех проводимых мероприятий, а активным участником, только в этом случае знания станут умениями и навыками. Проведение игр-занятий, экскурсий, сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, словесных игр, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, решение проблемных ситуаций, изготовление коллажей, составление сказок, рассказов — вот основные формы работы с детьми.
Организованные экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет способствуют расширению представлений детей о тех источниках опасностей, которые там находятся, обучению правилам пользования ими. В медицинском кабинете медсестра знакомит с правилами оказания первой помощи.
Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности используются специально подобранные произведения художественной литературы. Ведь литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Поэтому в работе с дошкольниками используются такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. Детям младшей группы можно прочитать сказки «Об иголке и непослушной нитке», «Сказка о неосторожной Танюшке», «Как медвежонок готовил обед»; стихотворения «Что я вижу дома?» Н.Ушаковой, «Не мешайте мне трудиться», «Таблетки – не конфетки». В конце учебного года детям можно предложить придумать в сказках «Спящая красавица», «Про Ивана и Митрофана», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Красная шапочка» свое окончание, отгадывать загадки об острых предметах и электроприборах. Для того чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности – подобрать и изготовить картотеку рифмованных правил. Их восприятие вызывает эмоционально-положительную реакцию у детей; динамика, ритм и непосредственность коротких стихотворений способствуют тому, что дошкольники легко запоминают их, употребляют в разговорах.
Чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний надо осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через игровую деятельность и в частности, через дидактические и развивающие игры.
Игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение выслушивать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. В дидактических играх «Четвертый – лишний», «Внимание! Опасно!» у детей закрепляются правила обращения с острыми предметами. Во время проведения игр «Можно – нельзя», «Убери на место», «Подбери игрушку Танюшке» воспитывается желание соблюдать правила безопасности. Для того, чтобы запомнить правила обращения с электроприборами, организуются дидактические игры «Наши помощники», «Осторожность», «Основы безопасности в доме». Полученные знания воспитанники отображают в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница», «Айболит идет на помощь», «Пожарники». Дети очень любят театр, поэтому им можно показывать настольный театр, театр на фланелеграфе, игры-драматизации, во время которых персонажи попадают в опасные ситуации и ищут способы их преодоления. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
В проблемно-игровых ситуациях «Наш котенок поранил лапку», «Навестим детей в больнице», закрепляются правила оказания элементарной медпомощи, дети знакомятся с опасными ситуациями дома, в детском саду, приводящими к падениям, ушибам. Во время решения проблемных ситуаций «Как Иришка наступила на иголку», «Что забыли убрать взрослые» уточняются знания о правилах обращения и хранения острых, колющих предметов.
А чтобы было легче запомнить правила поведения во время пожара, обращения с острыми, горячими предметами, инструментами, медицинскими препаратами, электроприборами (не трогать мокрыми руками, уходя из квартиры – выключать и т.д.) можно разработать и изготовить знаки – символы, мнемотаблицы.
Совместно с родителями создается уголок безопасности, в который необходимо приобрести и изготовить:
- плакаты «Один дома», «Если ты один дома», «Правила пожарной безопасности», «Если ты потерялся на улице»;
- иллюстративные альбомы: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения при пожаре», «Как не оказаться жертвой нападения в доме», «Правила личной безопасности», «Правила безопасности для дошкольников»
- развивающие игры «Первая помощь», «Если малыш поранился»;
- художественную литературу «Главные правила безопасности», «Домашний этикет» Г. Шалаева, «Правила безопасности» Ю. Соколова;
- игрушечные бытовые приборы э/мясорубку, э/миксер, э/кофеварку, микроволновую печь, электропечь, пылесос, стиральную машинку, музыкальный центр, электрическую швейную машинку;
- диск с видеофильмом «Уроки тетушки Совы. Правила безопасности».
Изготовить дидактические игры:
- «Можно – нельзя», «Так и не так», «Источник опасности – пожар», «1, 2, 3, что может быть опасно – найди», «Домик улитки», «Что мы знаем о вещах», «Четвертый лишний»;
- коллажи «Острые предметы», «Электроприборы», «Тушение пожара»,
- макеты электроприборов, кухни, комнаты, ванной комнаты;
- для сюжетно-ролевой игры атрибуты: огнетушители, шланги, багор, каски для пожарных, сшили чехлы для пожарной машины;
Изготовить картотеки: истории вещей, рифмованных правил безопасности, сказок, рассказов, стихотворений, загадок об острых предметах и электроприборах, познавательных игр по пожарной безопасности.
Знания, полученные в детском саду, необходимо постоянно повторять и закреплять в практической деятельности. А для этого необходима помощь родителей.
С родителями можно провести такую работу:
Анкетирование. Основная цель анкетирования: выявление осознанного отношения родителей к необходимости специального ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, определение уровня знаний об источниках опасности и о порядке действий в опасных ситуациях.
Консультирование, разработка рекомендаций, тестов для родителей на тему: «Играть между делом», «Опасные игры», «Азбука для родителей» «Помоги ребенку сам», «И весело и полезно», «Обратите внимание» и др.
Привлечение родителей к помощи в изготовлении дидактического материала, макетов, составлению загадок, сказок на заданные темы.
Помощь в создании мини музея.
А самое главное – организовать «Школу занятых родителей», в которой члены семей смогли бы изучать имеющуюся литературу, пробовать, проигрывать различные ситуации взаимодействия с ребёнком.
Использовать такую форму работы с родителями, как домашние задания, которые помогают упорядочить «стихийное» получение детьми опыта безопасного поведения в домашних условиях, ведь постоянное включение детей в совместную с взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы осторожного обращения с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения
Во время бесед с родителями воспитанников, надо стараться их убедить не сдерживать активность детей, а направить её в «полезное» русло.
Народная мудрость всегда права. Правильность пословицы «береженого Бог бережет» подтвердила относительно новая наука ВИКТИМОЛОГИЯ («виктима» – жертва и «логос» – учение), которая изучает поведение жертвы преступления. В ней утверждается, что часто – почти всегда! – от самого человека зависит, станет ли он жертвой или счастливо избежит опасности»
Список литературы:
- Анастасова Л.П. «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва, Просвещение, 2005г.
- Шевченко Н.Г. «Основы безопасности жизнедеятельности», Волгоград, «Учитель», 2007г.
- Шорыгина Т.А. «Основы безопасности», Москва, «Сфера», 2006г.
- Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту», Москва, «Педагогическое общество России», 2005г.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ