Окружающий нас мир велик и разнообразен, исследуем месте с детьми

0
310

Попитченко Юлия Павловна
Беженцева Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок»
поселок Борисовка Белгородской области

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.  

 

ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР ВЕЛИК И РАЗНООБРАЗЕН, ИССЛЕДУЕМ МЕСТЕ С ДЕТЬМИ

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем больше количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Л.С. Выготский

Формирование исследовательских умений ребенка в детском саду одна из важных задач современной образовательной практики в рамках Федерального Государственного стандарта.

Рекламное сообщение

В дошкольном возрасте исследовательская деятельность является методом обучения и развития личности, она позволяет формировать у ребенка картину окружающего мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах и умозаключениях.

Мы знаем, что ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем, того мира, который его окружает. Ребенок рассматривает предметы, обязательно потрогает его руками и может даже проверить его на вкус и на прочность. Более в старшем возрасте начинает, задумывается о том, как растет цветок, почему идет дождь и т.д.

На сегодняшний день воспитатель – это наставник, который направляет, показывает и объясняет на доступном для ребенка языке и помогает понять окружающий мир.

Содержание исследования в детском саду:

  • О мире животных и растений;
  • Материалах (дерево, бумага, резина, пластик и т. д.);
  • О человеке (строение, органы чувств, части тела);
  • О природных явлениях;
  • О предметном мире.

Следовательно, для успешного формирования исследовательской деятельности ребенка необходимо создать условия, которые бы стимулировали у ребенка стремление к открытиям. Необходимо организовать в группе специальную зону – уголок для экспериментирования, в котором размещаются:

  • Игрушки для исследований (шарики, кубики из разного материала);
  • Различные природные материалы (песок, глина, камни, ракушки, семена материалы должны быть распределены по разделам);
  • Измерительные приборы (весы, мерные емкости, песочные часы);
  • Медицинские материалы (пипетки, колбы, шпатели, резиновые груши, шприцы без иголок);
  • Приборы помощники (увеличительное стекло, микроскопы).

В уголке для экспериментальной деятельности должны быть указаны возраст детей, дидактические, стимулирующие комплекты. Уголок для экспериментирования должен «находится» в свободном доступе для детей. Таким образом, дети изучают свойства камней, песка самостоятельно. Исследования дает ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются им на долго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только в роли наблюдателя. Организуя поисково-исследовательскую деятельность у дошкольников, следует помнить:

  1. Проводить эксперимент лучше утром, когда ребенок полон сил.
  2. Заинтересовать ребенка и научить, так чтобы у него вызвало желание получить знания и самому делать, эксперимент или новый опыт.
  3. Объяснить детям, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.
  4. Надо показать ребенку так интересный опыт и объяснить ему, почему это так происходит.
  5. Нельзя оставлять без внимания вопросы детей, ищите ответы на их вопросы вместе в энциклопедиях или в интернете.
  6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.
  7. Предложите ребенку показать и объяснить самостоятельно понравившийся опыт дома.
  8. И самое главное радуйтесь успехам ребенка, хвалите и поощряйте желание познавать. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

В нашей педагогической деятельности организация исследовательской деятельности методом экспериментирования занимает одно из важных мест. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет процесс обогащения памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
  • Развивает речь и обогащает словарный запас ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

А самое важное, что детское экспериментирование помогает формированию самостоятельности, целеполагания (целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности), способности преобразовать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Например, эксперимент «Волшебный шарик».

Цель: установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натираем шар о волосы. После этого дети прицепляют шар к стене. Шар висит на стене.

Вывод: В наших волосах живет электричество. Мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы. Он стал электрическим, поэтому притягивается к стене.

Планируя эксперимент или опыт, воспитатель должен исходить из потребности детей, чтобы каждый ребенок в рамках общей темы имел возможность для проявления своих способностей и смог раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.

Исследовательская деятельность может включать в следующие формы работы с детьми:

  • Познавательное занятие;
  • Совместная исследовательская деятельность (опыт или эксперимент);
  • Экспериментальная трудовая деятельность (посадка цветов и уход за ними);
  • Игры – эксперименты и дидактические игры;
  • Художественно – продуктивность;
  • Экскурсии.

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного. Дети должны самостоятельно выбирать себе занятия по интересом. Благодаря исследовательской деятельности, дети становятся более открытыми, стараются сделать какие-то выводы, а также познают окружающий мир благодаря проведенным экспериментам и собственным ощущения, «открывают перед собой мир».

Как говорил Анатолий Шапиро «Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера»

Список литературы

  1. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование // Дошкольное воспитание. – №6.- 2007.
  2. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – М.: Детство-пресс, 2007.
  3. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб., Питер, 2004.
  4. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь