Попитченко Юлия Павловна
Беженцева Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок»
поселок Борисовка Белгородской области
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР ВЕЛИК И РАЗНООБРАЗЕН, ИССЛЕДУЕМ МЕСТЕ С ДЕТЬМИ
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем больше количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Л.С. Выготский
Формирование исследовательских умений ребенка в детском саду одна из важных задач современной образовательной практики в рамках Федерального Государственного стандарта.
В дошкольном возрасте исследовательская деятельность является методом обучения и развития личности, она позволяет формировать у ребенка картину окружающего мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах и умозаключениях.
Мы знаем, что ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем, того мира, который его окружает. Ребенок рассматривает предметы, обязательно потрогает его руками и может даже проверить его на вкус и на прочность. Более в старшем возрасте начинает, задумывается о том, как растет цветок, почему идет дождь и т.д.
На сегодняшний день воспитатель – это наставник, который направляет, показывает и объясняет на доступном для ребенка языке и помогает понять окружающий мир.
Содержание исследования в детском саду:
- О мире животных и растений;
- Материалах (дерево, бумага, резина, пластик и т. д.);
- О человеке (строение, органы чувств, части тела);
- О природных явлениях;
- О предметном мире.
Следовательно, для успешного формирования исследовательской деятельности ребенка необходимо создать условия, которые бы стимулировали у ребенка стремление к открытиям. Необходимо организовать в группе специальную зону – уголок для экспериментирования, в котором размещаются:
- Игрушки для исследований (шарики, кубики из разного материала);
- Различные природные материалы (песок, глина, камни, ракушки, семена материалы должны быть распределены по разделам);
- Измерительные приборы (весы, мерные емкости, песочные часы);
- Медицинские материалы (пипетки, колбы, шпатели, резиновые груши, шприцы без иголок);
- Приборы помощники (увеличительное стекло, микроскопы).
В уголке для экспериментальной деятельности должны быть указаны возраст детей, дидактические, стимулирующие комплекты. Уголок для экспериментирования должен «находится» в свободном доступе для детей. Таким образом, дети изучают свойства камней, песка самостоятельно. Исследования дает ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются им на долго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только в роли наблюдателя. Организуя поисково-исследовательскую деятельность у дошкольников, следует помнить:
- Проводить эксперимент лучше утром, когда ребенок полон сил.
- Заинтересовать ребенка и научить, так чтобы у него вызвало желание получить знания и самому делать, эксперимент или новый опыт.
- Объяснить детям, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.
- Надо показать ребенку так интересный опыт и объяснить ему, почему это так происходит.
- Нельзя оставлять без внимания вопросы детей, ищите ответы на их вопросы вместе в энциклопедиях или в интернете.
- Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.
- Предложите ребенку показать и объяснить самостоятельно понравившийся опыт дома.
- И самое главное радуйтесь успехам ребенка, хвалите и поощряйте желание познавать. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
В нашей педагогической деятельности организация исследовательской деятельности методом экспериментирования занимает одно из важных мест. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет процесс обогащения памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- Развивает речь и обогащает словарный запас ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
А самое важное, что детское экспериментирование помогает формированию самостоятельности, целеполагания (целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности), способности преобразовать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Например, эксперимент «Волшебный шарик».
Цель: установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натираем шар о волосы. После этого дети прицепляют шар к стене. Шар висит на стене.
Вывод: В наших волосах живет электричество. Мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы. Он стал электрическим, поэтому притягивается к стене.
Планируя эксперимент или опыт, воспитатель должен исходить из потребности детей, чтобы каждый ребенок в рамках общей темы имел возможность для проявления своих способностей и смог раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.
Исследовательская деятельность может включать в следующие формы работы с детьми:
- Познавательное занятие;
- Совместная исследовательская деятельность (опыт или эксперимент);
- Экспериментальная трудовая деятельность (посадка цветов и уход за ними);
- Игры – эксперименты и дидактические игры;
- Художественно – продуктивность;
- Экскурсии.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного. Дети должны самостоятельно выбирать себе занятия по интересом. Благодаря исследовательской деятельности, дети становятся более открытыми, стараются сделать какие-то выводы, а также познают окружающий мир благодаря проведенным экспериментам и собственным ощущения, «открывают перед собой мир».
Как говорил Анатолий Шапиро «Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера»
Список литературы
- Куликовская И. Э. Детское экспериментирование // Дошкольное воспитание. – №6.- 2007.
- Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – М.: Детство-пресс, 2007.
- Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб., Питер, 2004.
- Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ