РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ МИРА СКАЗОК А. С. ПУШКИНА

0
2254

Белявцева Лилия Владимировна
Ахновская Любовь Николаевна
воспитатели
Неудачина Елена Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ МИРА СКАЗОК А. С. ПУШКИНА

 

Сказки А.С. Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Сегодня нельзя представить русскую детскую литературу без волшебных сказок А.С. Пушкина. Их появление совпало с периодом наиболее яркого расцвета творчества великого русского поэта. Как известно, А.С. Пушкин писал свои сказки для взрослых, но очень быстро они стали любимыми и среди детей. На сегодняшний день сказки А.С. Пушкина воспринимаются как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления.

Знакомство с произведениями А. С. Пушкина начинается уже в дошкольном возрасте. Помогая детям открыть для себя А.С. Пушкина, педагоги, прежде всего, знакомят дошкольников с его сказками, которые проникают в сердца детей и развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Читая детям, сказочные произведения великого поэта, с первых минут события сказки захватывают детей своей занимательностью. Созданный воображением гения фантастический мир притягивает и очаровывает ребёнка.

В сказках А.С. Пушкина есть внутренняя энергия, драматизм событий. Благодаря глагольной поэтике и многообразию существительных, ограниченному количеству прилагательных, действия развиваются быстро, поэтому дети не устают, и сказка слушается на одном дыхании. Наличие в сказках героев, воплощающих представление о Красоте и Добре, привлекают детей.  В сказках присутствует определенность нравственной позиции поэта, и дошкольники чувствуют, как автор относится к своим героям, например, поэт немного подтрунивает над царем Салтаном. Сказки несут образ Красоты, Добра и дети хотят быть похожими на князя Гвидона и царевну Лебедь. Собранная педагогами в группе видеотека мультфильмов и фонотека аудиозаписей сказок А.С. Пушкина дает возможность многократно смотреть и слушать в исполнении мастеров художественного слова сказки, в которых благодаря сплаву лирики, сатиры и иронии, присутствуют богатство интонаций, красивый язык, легкий быстро запоминающийся стих пушкинских строк.

материалы в печатный сборник 

Анна Ахматова писала о А.С.Пушкине: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность». Важно также отметить, что дошкольник берет из сказки А. С. Пушкина ощущение радости жизни, светлую веру в свершении чуда, в реальность мечты. Ребенок любит сказки поэта, и они постепенно входят в душу и становятся достоянием его внутреннего мира.

Стихотворные сказки А.С. Пушкина – это образец русского языка. Трудно отрицать роль сказок А.С. Пушкина в воспитании правильной устной речи. Они расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих главных задач, не менее важно, делают нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой и приобщают к богатству родного языка. Творчество А.С. Пушкина помогают ребёнку развить высокий уровень культуры речи, в которую входят три признака: богатство, точность и выразительность. Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения педагоги используют упражнения на звукопроизношение. Взрослый читает текст сказки, а дети включаются и повторяют отдельные звуки, слова и словосочетания.

Сказка А.С. Пушкина достаточно большая по объему, поэтому читать её лучше дошкольникам по частям, т.е. «чтение с продолжением». Чтобы вспомнить содержание прочитанной части, можно использовать прием – «Запомни место, на котором остановились», «Вспомни интересные моменты»,  «Разгадай кроссворд», «Чтение некоторых отрывков» и др. Обогащение и активизация словаря дошкольника через сказки  направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. В пушкинских сказках содержится много архаизмов-слов, вышедших из употребления и без предварительного объяснения, дошкольнику очень трудно понять смысл целой фразы. Например, ланиты-щеки, внемлить-слушать и др. Народные слова, встречающиеся в сказке, также представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью развиваются фонематический слух (звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, на мотив народных мелодий).

Сказочное творчество А.С. Пушкина способствуют и развитию образной речи. Очень много крылатых выражений содержится в сказках А. С. Пушкина. Без пушкинских выражений наша речь была бы в черно-белых красках. Педагогами и детьми группы была оформлена картотека крылатых выражений по сказкам поэта. Очень быстро запомнились и понравились детям следующие крылатые выражения: «А во лбу звезда горит», «Белка песенки поет да орешки все грызет», «Я ль на свете всех милее?», «Сказка-ложь, да в ней намек!» и др. Большинство крылатых выражений используется в современном языке в новом значении.

Трудно переоценить значение сказочных пушкинских творений для дошкольника: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка. Открыть дошкольнику этот удивительный мир сказок А.С. Пушкина, несомненно, помогает взрослый, который находится рядом с ребенком.

 

Материал прислан на на Всероссийские ОЧНО-ЗАОЧНЫЕ педагогические чтения «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТВОРЧЕСТВОМ А. С. ПУШКИНА»

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь