ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК И СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ  

0
2904

Ансимова Татьяна Владимировна
Потанина Наталья Анатольевна
учителя-логопеды
МБДОУ ДС №64 «Искорка»
Старооскольского городского округа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК И СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА
В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

 

В нашем дошкольном учреждении функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как правило, у детей-логопатов наблюдается ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, звукослоговой структуры слов, недостаточная сформированность связной речи. Речь детей бедна, упрощена, однообразна, часто «засорена» современными жаргонными словами. Как показывает опыт нашей практической работы, многие дети недостаточно знакомы с творчеством русских поэтов и писателей. Также можно отметить сниженный интерес к чтению, слабый эмоциональный отклик на прочитанное. Соответственно, детей необходимо приобщать к богатству русской художественной литературы, художественного слова, учить чувствовать и понимать образный язык произведений, прививать любовь к чтению с дошкольного возраста.

Задача учителя-логопеда – скорректировать речевые недостатки ребенка, вывести его на возрастную норму. На наш взгляд, сказки и стихотворения А.С. Пушкина должны быть неотъемлемой частью детского чтения, приобщая ребенка как к общекультурным ценностям, так и к богатству и величию родного языка. Знакомство с творчеством поэта способствует формированию у детей высокой культуры речи, обогащению словаря, использованию в собственной речи разнообразных языковых средств.

Нами был разработан ряд занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включающий использование произведений А.С. Пушкина. На занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи на материале произведений проводилась работа по обогащению и расширению словаря детей, формировались навыки словоизменения и словообразования. На занятиях по развитию связной речи дети учились составлять разные по сложности предложения, составляли рассказы и пересказы по прочитанным произведениям поэта. Ряд заданий, связанных с творчеством поэта, включался в занятия по подготовке к обучению грамоте. Представляем одну из наших методических разработок.

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Моя любимая сказка» (по мотивам творчества А.С. Пушкина).

Цель: расширить кругозор и эрудицию детей. Развивать чувство языка.

Рекламное сообщение     

Задачи: закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина; вызвать интерес к произведениям писателя; обогащать словарь детей; развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие; закреплять навыки выполнения звукового анализа и синтеза слов; развивать навыки чтения и печатания; закреплять умение составлять схемы предложения; закреплять умение делить слова на слоги; закреплять употребления предлогов на, за, под, из-за; формировать умение детей работать в команде; развивать коммуникативные навыки общения.

Предварительная работа: чтение произведений А.С. Пушкина; рассматривание иллюстраций к сказкам А.С Пушкина; заучивание отрывков стихотворений наизусть; беседы о творчестве великого поэта; систематические занятия по подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, запись отрывка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царевна – Лебедь», текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», кассы букв, схемы предложений, слогов, звуков, карточки слогов, тетрадь, карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

Учитель-логопед: Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие – путешествие в сказку, которую написал русский писатель, поэт. А вот какой – мы узнаем, если выполним задание.

Задание №1.

Я называю слово. Определите заданный звук. Напишите букву, которая соответствует этому звуку. Первый звук в слове «пароход» (П). Звук, который находится в середине слова «пух» (У). Последний звук в слове «душ» (Ш). Второй звук в слове «актер» (К). Первый звук в слове «игрушка» (И). Последний звук в слове «батон» (Н).

Пушкин

Прочтите полученное слово (Пушкин).   Тема нашего занятия – творчество А.С. Пушкина. Вас приглашают в читальный зал библиотеки им А.С. Пушкина. Обратите внимание на портрет писателя, поэта, выставку его книг.

Задание №2.

Учитель-логопед: Вам нужно выбрать из отрывка «Сказки о царе Салтане» слова признаки:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

Учитель-логопед: А теперь нужно выбрать из отрывка «Сказки о царе Салтане» слова действия:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Задание №3.

Учитель-логопед: О каком животном идет речь в сказке?

………песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд. (Белка).

Учитель-логопед: Выложите схему предложения.

Белка песенки поет.

Учитель-логопед: Назовите первое слово (белка). Назовите второе слово (песенки). Назовите третье слово (поет).

Динамическая пауза. Игра малой подвижности «Фигура из сказки, замри» (фигура белки, богатыря, комара и т.д.).

Задание№4.

Учитель-логопед: Какой предмет понадобился боярам в «Сказке о царе Салтане ….», чтобы посадить в него царицу с сыном и бросить в океан? (бочка).

Звуковой анализ слова «бочка».

– Назовите первый звук. Дайте ему характеристику (Б – согласный, твердый, звонкий). Назовите второй звук. Дайте ему характеристику (О – гласный). Назовите третий звук. Дайте ему характеристику (Ч – согласный, мягкий). Назовите четвертый звук. Дайте ему характеристику (К – согласный, твердый, глухой). Назовите пятый звук. Дайте ему характеристику (А – гласный). Выложите схему. Выложите буквы, которые соответствуют данным звукам.

Учитель-логопед: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Назовите согласные твердые звуки. Назовите согласные мягкие звуки. Сколько букв в слове?

Задание№5.

Учитель-логопед: Послушайте отрывок из сказки.

С берега душой печальной

Провожает бег их дальний;

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

Послушайте отрывок из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царевна – Лебедь».

Учитель-логопед: Какая была Царевна – Лебедь? Шея у лебедя какая? (Лебединая). Перо у лебедя какое? (Лебединое). Глаза у лебедя какие? (Лебединые). Хвост у лебедя какой? (Лебединый).

Задание №6.

Учитель – логопед: Составьте слова из слогов

На доске карточки со слогами.

   

 

Задание №7.

Учитель-логопед: В сказке встречаются слова, которые мы уже не употребляем в речи. Давайте заменим некоторые устаревшие слова современными словами, которые объясняют их смысл: вымолвить – сказать, светлица – комната, град – город, грамота – сообщение, письмо.

Рефлексия. Учитель – логопед:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Подведение итогов.

Учитель – логопед: Вот и подошло к концу путешествие в библиотеку. Мы не только вспомнили сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что-то новое. Чему же нас научила сказка о царе Салтане? Начните со слов: меня эта сказка научила…(доброте, терпению, …).

 

 

Материал прислан на на Всероссийские ОЧНО-ЗАОЧНЫЕ педагогические чтения «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТВОРЧЕСТВОМ А. С. ПУШКИНА»

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь