Анопкина Елена Николаевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ
конспект интегрированного занятия, совместно с ИЗО (старший дошкольный возраст)
Цель: познакомить детей с произведениями живописи, музыки, литературы, рассказывающими о ранней, золотой и поздней осени. Донести музыкальный и художественный образ осени до сознания детей. Развивать творческую активность дошкольников в различных видах деятельности через эмоциональное восприятие.
Задачи: развивать музыкальное восприятие (память, внимание, мышление). Формировать музыкально-двигательные способности детей (развитие ритмичности, совершенствование координации движений, ориентировка в пространстве).
Герои: Осень; музыкальный руководитель; воспитатель
Оборудование: Проектор; лист дубовый, кленовый, рябиновый; проектор; презентации; краски; кисточки; костюм осени; лист ватмана.
Ход занятия:
Дети заходят под музыку «Вальс» Е. Дога в зал
Вед: (Музыкальный руководитель)
Я очень рада видеть вас снова в нашем музыкальном зале. (Звенит колокольчиком.)
Сейчас музыкальный начнется урок,
Об этом сказал нам веселый звонок,
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока!»
Здравствуйте, здравствуйте, добрый день
Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»
Вед: Прошло, пролетело весёлое лето,
И солнышко мало приносит тепла,
Осень пришла, листва пожелтела,
С летом прощаться настала пора.
Сегодня у нас с вами будет необычное занятие – мы отправимся в огромный и очень интересный мир волшебных музыкальных звуков, и выразительных красок живописи. Вы узнаете очень много о том, как поэты, художники и композиторы воспринимали осеннее время года и выражали свои мысли в стихах, картинах – пейзажах и музыкальных произведениях.
– Дети, как вы думаете, какая бывает осень?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя (дождливая, грустная, урожайная)
Вед: Правильно, дети, тогда садитесь удобнее и слушайте
Звучит фоновая музыка «Крылья мельницы» на фоне музыки ведётся рассказ:
Осень – это удивительное время года. Осень наряжается в разнообразные наряды: яркие, пёстрые в начале сезона (и в народе это время называют «Золотой осенью»), и бледные неприметные перед приходом зимы, когда листва на деревьях опадает и приходят холода. Осень умеет смешивать разные краски: жёлтые, зелёные, багряные, коричневые. Пройдёт «рыжая хозяйка» между деревьев, брызнет на них золотой краской, и берёзки засветятся золотыми огоньками, листья – ладошки клёнов станут жёлто-красными, листочки – монетки осинок багровыми, а зелёные листья – лодочки ивы примут жёлто – коричневый оттенок.
Однажды повстречалась Волшебница – Осень с поэтом, музыкантом, и художником, и спросила у них: «Что вам нужно для того, чтобы нарисовать картину природы?» И каждый из них ответил по-своему.
Как вы думаете, что ответил поэт? (нужны красивые слова)
А композитор? (нужны музыкальные звуки)
А художник? (нужны краски)
И музыка нас приведёт в мир волшебных красок.
Под лиричную музыку (Чайковский «Романс» соч.5) дети гуляют по залу, и оказываются в осеннем лесу, где их встречает Осень.
Осень: Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада приветствовать вас моём лесу.
Вы в волшебный лес попали,
Вы тут раньше не бывали,
Полон красок этот лес,
Очень много здесь чудес…
Что же вас привело в мой лес?
Вед: Мы ищем осенние краски. Вот мы и пришли к тебе за помощью.
Осень: Ну что ж, я думаю, смогу вам помочь. А чтобы получить мои волшебные краски, вы должны выполнить несколько моих пожеланий.
Для начала давайте поиграем в игру «Передай листок»
Вы, ребята, не зевайте, листик нам передавайте,
Будет музыка звучать, листик нужно передать.
Вы, ребята, не зевайте, листик нам передавайте,
Кончит музыка играть, нужно будет станцевать!
(у кого листок остановился, тот ребёнок выходит в круг танцевать)
Осень: Мой лес очень красочный и разнообразный, многие художники и композиторы передавали в своих картинах и музыке красоту Осени.
Перед вами «Осенний пейзаж», написанный художником Н.В. Нестеровым. Он изобразил раннюю осень, где многие деревья еще остаются зелеными, а некоторые уже надели свои яркие наряды — желтые, оранжевые, багряные. Разнообразие красок осени ярко просматриваются на заднем плане картины, особенно в тех деревьях, которые отражаются в воде.
Звучит музыка, соответствующая настроению картины (Вивальди «Осень» часть 1)
Золотую осень показал в своей картине художник Левитан. Его картина так и называется «Золотая осень». В ней показал, насколько богата палитра красок осени. И композитор П. И. Чайковский сочинил музыку, в которой передал музыкальными звуками красоту и прелесть золотой осени.
Давайте с вами приоткроем дверь в октябрь, стоящий на дворе, и послушаем музыку Петра Ильича Чайковского, которую он назвал «Октябрь. Осенняя песнь», а чтобы вам было легче понять, о чём рассказывает музыка, послушайте это стихотворение.
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные, вянущих рябин.
Звучит «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского (фрагмент)
(Слушание. Восприятие музыки) – Повторное слушание – мультимедийная презентация.
Вопросы детям:
- – Какое настроение звучало в музыке (печальное, унылое, неторопливое, грустное, поникшее, жалобное)
- -Какой характер был у музыки: песенный или танцевальный
Осень: Правильно, дети. Это музыкальное произведение П. И. Чайковского любимо многими людьми, потому что оно искренне передаёт настроение осенней печали.
На проектор выводятся картины ранней осени, золотой осени + ко всем показанным картинам – картинга Левитана «Поздняя осень»; Бродского «Поздняя осень» (звучит отрывок произведения, соответствующего настроению картины (Вивальди «Осень» часть 2)
Осень: Комментирует – музыка напряжённая, можно представить, как дует колючий ветер, небо хмурое, дождливое. Вся природа приготовилась к зиме.
-Какая картина подходит под настроение этой музыки? (Ответы детей.)
Осень: Вы совершенно правы, дети! Сегодня я вам показала, как удивительным образом музыка может сочетаться с живописью. Эти виды искусства, как детали мозаики, складываются в живописную картину. Всё это помогает нам понять замыслы художников и музыкантов.
А напоследок, я хочу, чтобы вы мне спели песню
Дети исполняют песню «Ах, какая осень» (в это время по залу Осень раскидывает литья дуба, клёна, рябины)
Игра «Чей кружок соберётся быстрее» (русская народная мелодия «Как под яблонькой» обр. Т. Ломовой)
Дети собираются в 3 кружочка по классификации листьев. В середине каждого круга ребёнок – ведущий.
1 ч. музыки – дети идут по кругу, ведущие дети помахивают вверху листочком.
2 ч. музыки – Все легко бегут по залу. В конце приседают и закрывают глаза. Ведущие перебегают (без музыки) в другие уголки, меняясь местами, и поднимают вверх листочки.
3 ч. музыки – Дети бегут к своему ведущему, и становятся вокруг него, подняв руку с листом вверх.
Выигрывает тот кружок, который собрался первым.
Осень: Думаю, что я готова поделиться с вами тем, за чем вы ко мне пришли – палитрой волшебных осенних красок. (Осень передаёт детям палитру).
Создайте мне на память осенний пейзаж.
Совместное творчество детей на тему «Осенний пейзаж» (дети приклеивают листья к деревьям, рисуют деревья, небо… )
Осень благодарит детей за пейзаж!
У вас действительно получился осенний пейзаж, и небо, и листья так и слышится шорох листочков. Очень красиво! До скорых встреч!
Вед: А возвращаться в детский сад мы будем на машине
Ритмо-речевая игра «Мы – шофёры» (Авт. А.Е. Алябьева)
Едем, едем на машине, («Держат руль», поворачивая слегка вправо – влево)
Нажимаем на педаль, (Носок правой ноги приподнять вверх и прижать к полу)
Газ включаем, выключаем, (Выставить правую руку, сжатую в кулачок, вперёд, вернуть в исходное положение)
Смотрим пристально мы вдаль, (Правая рука «козырьком»)
Дворники стирают капли, (Руки, согнутые в локтях поднять кверху)
Вправо, влево – чистота, (Покачать вправо – влево – вправо)
Волосы ерошит ветер, (Приподнять волосы)
Мы шофёры – хоть куда! (Большие пальцы кистей 2-й поднять кверху)
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ