ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Романенко Ольга Гаррисовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа

Оптимальная организация предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса. Особое место в Концепции занимает раздел, посвященный созданию развивающей среды, которая призвана обеспечить личностно-ориентированные отношения между специалистами детского сада и его воспитанниками. Известно, что предметно-развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых, направлена на предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Данное положение отражено и в нормативно-правовых документах, касающихся реализации ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В федеральных государственных образовательных стандартах определены принципы ее организации: «содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Проблема воспитания детей в ДОУ с учетом гендерных особенностей возникла не на пустом месте. Новые направления в организации образовательного процесса в ДОУ, определенные федеральными государственными требованиями, предполагают новые подходы к содержанию социально-нравственного воспитания дошкольников, включая в него формирование у ребенка гендерной принадлежности.

«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвиваю-щего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми: полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Поэтому мы поставили перед собой задачи:

*Способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

*Дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

*Создать эмоционально – положительное отношение к будущей социальной роли.

Рекламное сообщение     

*Формировать адекватную полу модель поведения.

Старший дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, формирования нравственных и эстетических чувств, окружающей мальчиков и девочек. Воспитание детей с учетом полоролевых особенностей в подготовительной группе задача сложная, но посильная для этого мы разбили ее на несколько этапов.

1 этап – анализ ситуации. Мы постарались учесть все принципы половых и возрастных различий детей.  Скажу проще:

  • *Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности.
  • *Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.
  • *Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

 

  • Наказывая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.
  • Наказывая девочку, помните об эмоциональной бурной реакции, которая помешает понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ошибки.
  • Мальчики растут быстрее и активнее набирают силу, хотя разлуку с матерью воспринимают острее.

В детском саду мальчики игнорируют появление в группе новеньких, а девочки тут же замечают их и заводят дружбу.  На первом этапе мы разобрали позитивные тенденции. Сначала мы проанализировали соотношение мальчиков и девочек в группе (оно оказалось не равным: 14 девочек и 9 мальчиков), изучили особенности психологического статуса наших мальчиков и девочек (здесь тоже все обстоит достаточно благополучно, в группе есть несколько лидеров, большинство детей принятые, нет изолированных и отверженных).

Следующим шагом было изучение социального статуса семей (подавляющее большинство – полные семьи, живущие в отдельных квартирах, при среднем достатке, половина семей имеют 2-х и более детей, в большинстве семей наблюдается наличие нескольких поколений, что говорит о возможности передачи положительного семейного опыта воспитания)

Особое внимание обратили на активность родителей в процессе взаимодействия с нами, желание помочь, участие в совместных мероприятиях, отзывчивость на наши просьбы, рекомендации по воспитанию детей. Проанализировав все это, мы сделали вывод, что в группе сложилось довольно благоприятная обстановка для организации полоролевого воспитания детей.

В то же время нами были выявлены и негативные тенденции.

К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются в большей степени женскому влиянию: на протяжении всего дня, пока дети в детском саду, их воспитываем мы, женщины-воспитатели.

Поэтому важной задачей нашей работы по гендерному воспитанию является более активное вовлечение в неё родителей, и самое главное – мужчин, пап и дедушек.

Известно, что предметно-развивающая среда призвана не только обеспечивать разные виды активности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности. Анализ предметно-развивающей среды группы показал, что среда у нас преобладает девичья.

В связи с чем одной из первых задач в нашей работе стало создание правильной предметно-развивающей среды.

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в группе ведется интенсивная работа:

  • в «Уголках для родителей» оформляется наглядная информация
  • на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей
  • проводится индивидуальное психологическое консультирование.
  • совместно с родителями дети изготавливают дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм
  • организуется «Неделя добрых дел в семье»
  • в группе оформлены фотоальбомы «Лучшая в мире семья – моя!», «Моя спортивная семья»
  • проводятся выставки поделок «Осень Золотая», «Ёлочки-зелёные иголочки», «Зимние спортивные игры», «Военная техника».
  • совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: «День матери», спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», мероприятие совместно с мамами «Мама», посвященное Дню матери, семейная акция «Посади дерево».

Теперь стоило разобраться, в каком же мире живут наши дети? Ведь еще в прошлом веке известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, Елизавета Ивановна Тихеева, сказала: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».

2-й этап – Реализация задачи по созданию предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей.

В педагогической литературе предлагается при оформлении помещений группы с учетом гендерных особенностей детей обращать особое внимание на оказание помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она – девочка, а он – мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.

Окружающая среда в помещении нашей группы для детей начинается с приемной, со шкафов для одежды, на которых наклеены индивидуальные картинки.

Психологи считают, что недопустимо в подборе цвета ориентироваться на традиционную, но не оправдавшую себя дифференциацию: для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков – голубого. Поэтому в нашей группе свои картинки дети выбирали сами из предложенного большинства картинок. Помещение, в котором проводят время дети – это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь всё, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. Мы изменили подход к организации среды в группе: в помещении выделили специально оборудованные игровые зоны – девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения. Содержание этих двух зон одинаково полное, целостное, многофункциональное, как у девочек, так и у мальчиков. Помещение группы как бы разделено на две зоны с помощью стола для игры в шашки, но объединяется ковром. Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики (настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей и т.п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности. Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. Например, в зоне девочек находится мастерская с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. Там же для них имеются в отдельном ящике элементы ряжения. В зоне мальчиков расположен модуль для игры в аптеку, больницу, медицинской центр, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, и в соответствии с сюжетом игры. Ученые установили, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Уголки сюжетно – ролевых игр обустраиваются и пополняются атрибутикой, так чтобы в ходе игры детей и мальчики и девочки использовали и применяли, и обыгрывали материал по половым признакам.

Например, в уголке с/р игры «парикмахерская» постепенно мы вносили атрибутику, используемую мужчинами и женщинами, и объясняли, что есть мужской зал и женский. Также знакомили детей с сюжетами игр в которых есть роли девочек и мальчиков. Такие игры учат детей:

  • замечать у ровесников противоположного пола положительные черты характера и хорошие поступки,
  • Играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибутику, стройматериалы,
  • самостоятельно объединять несколько игр, обогащать сюжет,
  • Использовать предметы заместители,
  • Отражать в игре личный опыт и знания, полученные из бесед и рассказов.

Наши дети хорошо научены сюжетно-ролевым играм и любят их. Учитывая, что у нас в группе была среда девичья, мы уделили особое внимание подбору материалов и оборудования для игровой деятельности мальчиков. Эту работу мы начали с прошлого года. В работе по созданию предметно-развивающей среды мы придерживались трех основных принципов:

  1. Насыщенность, целостность, полифункциональность, трансформированность.
  2. Создание среды с учетом индивидуальных и гендерных особенностей детей.
  3. Использование при создании среды тех материалов, которые хорошо зарекомендовали себя в практике ДОУ.

Известно, что чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы. В связи с этим мы приобрели различные наборы строительных игр и конструкторов – больших и малых, сборных-разборных, разной степени трудности и из разного материала. Приобрели все необходимые атрибуты для игр по ПДД: дорожные знаки, сюжетно-ролевая игра «Станция технического обслуживания». Администрация сада приобрела нам на группу деревянный конструктор крупного размера, дети могут построить улицу, здания и пр. и развернуть игру на столе или на полу. В качестве стимулирующего и поддерживающего игрового материала мы изготовили из картона для мальчиков крупные трансформируемые модули для сюжетных игр, такие как: нос корабля, автобус, частное авто и т.д.

Произошли изменения и в других центрах активности: в литературном центре мы подобрали книги, журналы, открытки для мальчиков и девочек, материал меняем, в зависимости от темы недели, привлекаем к этому самих детей и родителей. Такие как сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», «Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о Д. Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. В центр искусств дополнительно приобрели трафареты, раскраски для мальчиков, а также наборы вышивания для девочек. Хотя несколько мальчиков очень заинтересовались этим видом рукоделия и пожелали научиться. Всё оборудование центров активности размещается так, чтобы детям можно было объединиться подгруппами (по интересам, по полоролевому принципу, по уровню развития детей).

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки – аккуратности. В нашей группе есть уголок дежурства, в нем мы, то же используем условные маркеры, но для фартуков – цветовую гамму. Труд объединяет детей и дает понятие о силе, помощи, заботе о более слабых – девочках. Это прослеживается и в трудовых поручениях на участке. Сегодня предметно-развивающая среда нашей группы оформлена таким образом, что ребенок может заниматься любым делом, которое он выбирает по желанию, как самостоятельную деятельность.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.

Проанализировав свою работу, мы нашли недостатки, которые еще предстоит исправить, например: стоит пополнить группу куклами мужского пола чтобы в ходе игры выли все члены семьи, костюмами представителями разных профессий.

 

Скачать (PDF, 3.32MB)

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь