Слепко Антонина Ивановна
Яновская Надежда Дмитриевна
Гладких Алина Рафаеловна
инструкторы по физической культуре
МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки»
г. Старый Оскол, Белгородская область
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
На фоне этих изменений меняется и сознание детей: многие девочки лишены скромности, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации, мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Многими педагогами, психологами справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства.
В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы. Главные задачи гендерного воспитания – формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками. Если ребёнок не научится рисовать, петь или танцевать – это не беда. Плохо, если он не научится культуре поведения и общения, не научиться любить, понимать и принимать другого человека, с уважением и вниманием относиться к представителям своего и противоположного пола.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём-четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин, т.е. папы и мамы. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики;
- на достаточность и полноту материала для игр;
- на разделение игрового пространства на игры для девочек и для мальчиков.
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я – мама, Я – папа».
Роль педагога состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив, таким образом, включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто нужно предоставить им пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно-разборные модели транспорта».
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.
Семья играет важную роль в формировании полоролевого поведения ребёнка. В действительности человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных – это целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад.
Сейчас эта проблема является наиболее актуальной, т.к. многие мужчины и женщины, не осознавая своего главного предназначения в жизни, не способны построить нормальные семейные отношения. Есть такая пословица: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему…».
Над проблемой повышения компетентности родителей работает весь педагогический коллектив. В течение года в ДОУ прошёл ряд мероприятий, направленных на возрождение значимости института семьи: никого не оставили равнодушными спортивные праздники, посвященные Дню отца, Дню матери, Дню защитника Отечества, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Воспитание – процесс многогранный и всеобъемлющий. Всё, что окружает ребёнка, – люди, вещи, события – всё накладывает отпечаток на его личность, изменяет и развивает его. Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. Вот почему так важно, воспитывая детей, воспитывать и себя.