Основные аспекты гендерного воспитания у детей дошкольного возраста в процессе игры

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Леденева Светлана Владимировна
воспитатель
Димчева Надежда Борисовна
педагог-психолог
Лукашева Юлия Александровна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»
Старооскольского городского округа

Известно, что именно в дошкольном возрасте формируется гендерная (полоролевая) идентичность. В возрасте 2 – 3 лет дети начинают понимать, что они либо девочки, либо мальчики, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

При организации игровой деятельности желательно использование зрительных стимулов для мальчиков и слуховых – для девочек. При построении предметно-развивающей среды необходимо предусматривать одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. Вместе с тем в построении среды необходимо учитывать гендерные различия, не отвергать современные игрушки, но и не забывать старинные. Важно предусмотреть расширение горизонтального и вертикального игровых пространств группы, что особенно важно для полноценного психического развития мальчиков.

Гендерный подход предполагает соответствие методов руководства играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола. Необходимо удовлетворять потребность мальчиков соревновательности и победе (победила дружба – это не для них), учитывать особенности интересной мальчикам игровой деятельности, обеспечивающие становление мужественности: большое количество участников, четкость иерархии «доминирование – подчинение», конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство. Игры девочек характеризуются меньшим количеством участников, невысоким уровнем корпоративности. Лидерство девочки завоевывают переговорами, а не силой.

Следующий аспект – обогащение содержания игр, в которых ребенок практикует модель поведения, соответствующего его полу. Сложность в том, что воспитателям-женщинам ближе игры семейно-бытовой тематики, в которых роль папы явно недостаточна. В «мужских» играх («индейцы», «война») женщины видят причину бессмысленной беготни, агрессивности и относятся к ним отрицательно. Педагог не должен устраняться от руководства военными играми, должен расширять тематику игр героического содержания («Ковбои», «Богатыри», «Спасатели»), в которых мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя детям ход военных и героических игр, следует делать акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину. При организации совместных игр по семейно-бытовой тематике важно преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками, возникающую из-за различия их игровых интересов.

Необходимо также учитывать эмоционально-коммуникативные особенности детей разного пола. Так, мальчики кратковременно, но ярко реагируют на любой эмоциональный фактор и нуждаются в том, чтобы быстро снять напряжение, переключиться на какую-нибудь продуктивную деятельность. В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию. У девочек же резко нарастает общая активность всех структур мозга – они готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. На долгие нотации взрослых девочки реагируют слезами, гневом. В общении со взрослыми мальчики ориентированы на конкретную информацию («Что вы расскажете на следующем занятии?», девочки – на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов («А вы к нам еще придете?»).

материалы в печатный сборник 

Еще один важный момент – умеренность в указующей позиции в общении с мальчиками. Известно, что в отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского – на адаптируемость, воспитуемость. Поэтому девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему.

В данной статье были затронуты лишь некоторые проблемы в осуществлении гендерного подхода к образованию дошкольников, которые могут помочь педагогам и родителям в воспитании мальчиков и девочек.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь