ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

0
1311

Солдатова Ольга Ивановна
Харина Марина Анатольевна
Литвинова Татьяна Даниловна
воспитатели
МБДОУ ДС № 32 «Дружные ребята»
Старооскольского городского округа

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в статье описывается опыт работы по гендерному воспитанию дошкольников, раскрываются принципы воспитания, формы, средства, методы и условия организации гендерного подхода к детям в различных видах деятельности.

Проблема гендерной социализации в наше время является одной из наиболее значимых направлений всей работы детского сада. Актуальность этой проблемы очевидна. Социальные изменения, которые происходят в нашем современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения; часто можно встретить представительниц прекрасного пола с сигаретой в руке, банкой пива. Многие лишены скромности, нежности  и стыдливости, не умеют мирно разрешать семейные конфликты и проблемы, отсутствует терпение и элементарный этикет. Да и многие мужчины перестали быть ответственными за свои семьи, сидят на иждивении своих престарелых родителей, жен, уклоняются от работы и военной службы в Армии. Наши дети зависимы от тех примеров поведения мам и пап, с которыми они сталкиваются ежедневно в своих семьях дома. Как гласит русская народная пословица: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Часто негативные проявления дети копируют от взрослых: девочки грубят, играют в машинки; мальчики инфантильными, трусливыми, плаксивыми. Дети, растущие в неполных семьях, особенно мальчики, лишены возможности постоянно видеть пример мужского поведения как образец для подражания. А ведь это будущие мамы и папы. Это наше будущее! Поэтому мы решили обратить серьёзное внимание на эту проблему. И построить систему гендерного воспитания на следующих принципах:

  1. Принцип перспективной инициативы, из опыта прошлого на подготовку ребенка к будущему;
  2. Принцип нравственной чистоты;
  3. Принцип актуальности, использование любой жизненной ситуации для передачи детям соответствующих установок и сведений;
  4. Принцип единого подхода педагогов, родителей в отношении важности и необходимости полового воспитания. Была поставлена цель: ориентация детей на мужские и женские эталоны поведения.В своей работе учитывали такие понятия как полоролевое поведение, которое характеризуется социальными нормами, регламентирующими, чем должны и не должны заниматься представители разных полов. Дети, как раз сейчас, вступают в важный этап полоролевой социализации, когда мальчики и девочки объединяются в свои «мужские» и «женские» компании, подбирая по своим ценностным качествам друзей и подруг из числа сверстников. Внедрение гендерных технологий в группе происходит через устное народное творчество, художественную литературу, этические беседы, просмотр иллюстраций и репродукций картин художников, трудовую и игровую деятельности. Воспитываем у мальчиковстремлениеподражатьлучшиммужскимкачествам храбрость, смелость, мужественность. Читаем книги Н. Головина «Моя первая русская история», которые способствуют развитиюнравственноволевыхкачеств, характерных для мальчиков. Овладениютрадиционнымисвойствамиличности у ребят способствуют пословицы «Без смелости, не возьмешь и крепости». «На смелого собака лает, а трусливого кусает». Волшебные сказки “Аленький цветочек”, «Цветик-семицветик», «Царевна лягушка», Снежная королева» и многие другие являются мудрыми книгами полового воспитания мальчиков и девочек. Кроме этого, отдельно с детьми проводим познавательно-этические беседы на темы: «Мальчики – будущие мужчины», «Для чего нужен мальчикам спорт», «Мальчики – будущие солдаты, моряки, защитники»; девочки – это «Заботливые хозяюшки», а не «Неряхи-замарахи». Часто просматриваем семейные фото детей, обращаем внимание и говорим о полезности и значимости женского и мужского труда. Создаем проблемные ситуации, проводим игровые диалоги, состязательные и сюжетно-ролевые игры, не только в группе, но и на прогулках. Особенно трудно работать с мальчиками из неполных семей и не совсем благополучных семей. Им приходится уделять много внимания. Поскольку мы говорим одно, а у них перед глазами другое. Во время режимных моментов ненавязчиво доносим до сознания детей настоящий мужчина не обидит слабого, беззащитного, всегда поможет, трудную работу возьмет на себя.
  5. Главным условием для формирования позитивной половой идентичности ребёнка является предметно-развивающая среда. Развивая её, учитываются особенности и интересы детей. Сейчас, конечно, очень много интересных игр и игрушек, но, к сожалению, они дорого стоят. Поэтому многое приходится делать своими руками и с помощью родителей. В этом году, мы с помощью родителей, оформили прекрасную многофункциональную ширму, которая способствовала обогащению и расширению сюжетов детских игр и театров.

В кружке «Мастер» работа с деревом и бросовым материалом оказалась привлекательной и доступной, ручной труд развил у них целеустремленность, умение преодолевать трудности на пути продвижения к цели. Успехи и достижения мальчиков фиксировали знаками, рисунками, пиктограммами.

У девочек имеется свой кружок «Золушка». Его содержание зависит от личных увлечений, от умений и навыков каждой девочки. В центре ручного труда у девочек находится бисер, бусины, наклейки, пуговицы, отрезки ткани, меха и кожи. В конце месяца выбираем и оцениваем лучшую поделку, обязательно все дети высказывают своё мнение о поделках, показываем родителям. Достижения девочек записываем на лепестке ромашки, которая имеется у каждой дошкольницы. Это является весомым стимулом к побуждению детей ответственно и старательно относится к своим обязанностям.

материалы в печатный сборник 

В нашей группе размещены предметы кухонного блока и ванной комнаты, утюги и доски для утюжки белья. Эстетично оформлен уголок красоты с предметами, позволяющими ребёнку самому навести порядок во внешнем виде, имеются необходимые атрибуты мужской и женской одежды, обеспечивающие возможность дошкольникам самостоятельно проигрывать проблемные ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона и этикета. В необходимом количестве в уголке размещены куклы «мальчики» и «девочки» с аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных ролей. Совместные игры «Семья», »Магазин», Парикмахерская», «МЧС», Автосервис «Строители» дают возможность дошкольникам отражать полученные знания, умения и навыки в конструктивной деятельности и формировать способы полоролевого поведения. Совместно с родителями проводим круглые столы, беседы, консультации «Девочки и мальчики». «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?»

Проведенная совместная работа позволила нам расширить у детей кругозор, увеличить объём знаний о содержании социальных ролей, повысить культуру поведения и желание подражать лучшим мужским и женским качествам. В дальнейшем мы будем продолжать работу в этом направлении. Ведь русская народная пословица гласит: «Крепка семья, крепка держава!» И, хотелось бы надеяться, что из наших воспитанников вырастут достойные папы и мамы, которые смогут создать гармоничные семьи.

Список литературы:

  1. Агеев В. О. Межгрупповое взаимодействие/ В. О Агеев, М., 1990 –146 с.
  2. Иванова Т. В. Мальчики и девочки: дифференцированный подход в воспитании детей/ Т. В. Иванова, М.: ИТД «Корифей», 2008 236 с.

3. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие/ А. М. Щетинина, Т. В. Иванова, М.: «Сфера», 2010 189

 

Материал из печатного сборника

Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания январь 2019

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь