Солдатова Ольга Ивановна
Харина Марина Анатольевна
Литвинова Татьяна Даниловна
воспитатели
МБДОУ ДС № 32 «Дружные ребята»
Старооскольского городского округа
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье описывается опыт работы по гендерному воспитанию дошкольников, раскрываются принципы воспитания, формы, средства, методы и условия организации гендерного подхода к детям в различных видах деятельности.
Проблема гендерной социализации в наше время является одной из наиболее значимых направлений всей работы детского сада. Актуальность этой проблемы очевидна. Социальные изменения, которые происходят в нашем современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения; часто можно встретить представительниц прекрасного пола с сигаретой в руке, банкой пива. Многие лишены скромности, нежности и стыдливости, не умеют мирно разрешать семейные конфликты и проблемы, отсутствует терпение и элементарный этикет. Да и многие мужчины перестали быть ответственными за свои семьи, сидят на иждивении своих престарелых родителей, жен, уклоняются от работы и военной службы в Армии. Наши дети зависимы от тех примеров поведения мам и пап, с которыми они сталкиваются ежедневно в своих семьях дома. Как гласит русская народная пословица: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Часто негативные проявления дети копируют от взрослых: девочки грубят, играют в машинки; мальчики инфантильными, трусливыми, плаксивыми. Дети, растущие в неполных семьях, особенно мальчики, лишены возможности постоянно видеть пример мужского поведения как образец для подражания. А ведь это будущие мамы и папы. Это наше будущее! Поэтому мы решили обратить серьёзное внимание на эту проблему. И построить систему гендерного воспитания на следующих принципах:
- Принцип перспективной инициативы, из опыта прошлого на подготовку ребенка к будущему;
- Принцип нравственной чистоты;
- Принцип актуальности, использование любой жизненной ситуации для передачи детям соответствующих установок и сведений;
- Принцип единого подхода педагогов, родителей в отношении важности и необходимости полового воспитания. Была поставлена цель: ориентация детей на мужские и женские эталоны поведения.В своей работе учитывали такие понятия как полоролевое поведение, которое характеризуется социальными нормами, регламентирующими, чем должны и не должны заниматься представители разных полов. Дети, как раз сейчас, вступают в важный этап полоролевой социализации, когда мальчики и девочки объединяются в свои «мужские» и «женские» компании, подбирая по своим ценностным качествам друзей и подруг из числа сверстников. Внедрение гендерных технологий в группе происходит через устное народное творчество, художественную литературу, этические беседы, просмотр иллюстраций и репродукций картин художников, трудовую и игровую деятельности. Воспитываем у мальчиковстремлениеподражатьлучшиммужскимкачествам храбрость, смелость, мужественность. Читаем книги Н. Головина «Моя первая русская история», которые способствуют развитиюнравственноволевыхкачеств, характерных для мальчиков. Овладениютрадиционнымисвойствамиличности у ребят способствуют пословицы «Без смелости, не возьмешь и крепости». «На смелого собака лает, а трусливого кусает». Волшебные сказки “Аленький цветочек”, «Цветик-семицветик», «Царевна лягушка», Снежная королева» и многие другие являются мудрыми книгами полового воспитания мальчиков и девочек. Кроме этого, отдельно с детьми проводим познавательно-этические беседы на темы: «Мальчики – будущие мужчины», «Для чего нужен мальчикам спорт», «Мальчики – будущие солдаты, моряки, защитники»; девочки – это «Заботливые хозяюшки», а не «Неряхи-замарахи». Часто просматриваем семейные фото детей, обращаем внимание и говорим о полезности и значимости женского и мужского труда. Создаем проблемные ситуации, проводим игровые диалоги, состязательные и сюжетно-ролевые игры, не только в группе, но и на прогулках. Особенно трудно работать с мальчиками из неполных семей и не совсем благополучных семей. Им приходится уделять много внимания. Поскольку мы говорим одно, а у них перед глазами другое. Во время режимных моментов ненавязчиво доносим до сознания детей настоящий мужчина не обидит слабого, беззащитного, всегда поможет, трудную работу возьмет на себя.
- Главным условием для формирования позитивной половой идентичности ребёнка является предметно-развивающая среда. Развивая её, учитываются особенности и интересы детей. Сейчас, конечно, очень много интересных игр и игрушек, но, к сожалению, они дорого стоят. Поэтому многое приходится делать своими руками и с помощью родителей. В этом году, мы с помощью родителей, оформили прекрасную многофункциональную ширму, которая способствовала обогащению и расширению сюжетов детских игр и театров.
В кружке «Мастер» работа с деревом и бросовым материалом оказалась привлекательной и доступной, ручной труд развил у них целеустремленность, умение преодолевать трудности на пути продвижения к цели. Успехи и достижения мальчиков фиксировали знаками, рисунками, пиктограммами.
У девочек имеется свой кружок «Золушка». Его содержание зависит от личных увлечений, от умений и навыков каждой девочки. В центре ручного труда у девочек находится бисер, бусины, наклейки, пуговицы, отрезки ткани, меха и кожи. В конце месяца выбираем и оцениваем лучшую поделку, обязательно все дети высказывают своё мнение о поделках, показываем родителям. Достижения девочек записываем на лепестке ромашки, которая имеется у каждой дошкольницы. Это является весомым стимулом к побуждению детей ответственно и старательно относится к своим обязанностям.
В нашей группе размещены предметы кухонного блока и ванной комнаты, утюги и доски для утюжки белья. Эстетично оформлен уголок красоты с предметами, позволяющими ребёнку самому навести порядок во внешнем виде, имеются необходимые атрибуты мужской и женской одежды, обеспечивающие возможность дошкольникам самостоятельно проигрывать проблемные ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона и этикета. В необходимом количестве в уголке размещены куклы «мальчики» и «девочки» с аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных ролей. Совместные игры «Семья», »Магазин», Парикмахерская», «МЧС», Автосервис «Строители» дают возможность дошкольникам отражать полученные знания, умения и навыки в конструктивной деятельности и формировать способы полоролевого поведения. Совместно с родителями проводим круглые столы, беседы, консультации «Девочки и мальчики». «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?»
Проведенная совместная работа позволила нам расширить у детей кругозор, увеличить объём знаний о содержании социальных ролей, повысить культуру поведения и желание подражать лучшим мужским и женским качествам. В дальнейшем мы будем продолжать работу в этом направлении. Ведь русская народная пословица гласит: «Крепка семья, крепка держава!» И, хотелось бы надеяться, что из наших воспитанников вырастут достойные папы и мамы, которые смогут создать гармоничные семьи.
Список литературы:
- Агеев В. О. Межгрупповое взаимодействие/ В. О Агеев, М., 1990 –146 с.
- Иванова Т. В. Мальчики и девочки: дифференцированный подход в воспитании детей/ Т. В. Иванова, М.: ИТД «Корифей», 2008 236 с.
3. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие/ А. М. Щетинина, Т. В. Иванова, М.: «Сфера», 2010 189
Материал из печатного сборника