Шеина Людмила Ивановна
инструктор по физической культуре
Онищенко Елена Юрьевна
Фомина Елена Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КВЕСТЫ
Своеобразие педагогического процесса современного детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
Фундаментом своевременного и полноценного личностного развития ребенка является физическое развитие в разных видах деятельности, но прежде всего в двигательно-игровой.
При проведении образовательных ситуаций, направленных на повышение мотивации к физическим упражнениям, используем современные технологии: проблемно-игровые игротреннинги и игротерапию (в зависимости от задач). Предпочтение отдаем квест-технологии.
Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) в команде. Идея игры проста — команда, в поисках подсказки, передвигается от одной станции к другой, преодолевая препятствия и выполняя различные задания. Но суть данного мероприятия состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку, что является не только «ключом» к выполнению следующего, но и служит эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест — это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, с легкостью решать головоломки т.к. вся деятельность проходит в интересной игровой форме. Квест-игра, являясь одним из интересных средств детской деятельности, направлена на самовоспитание и саморазвитие ребёнка дошкольника, как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
В процессе поиска подсказок дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в прыжках, лазании, беге, ловкости и т.д.), воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, т.к. только команда, которая выполнила правильно задание, может продолжить путь дальше
Все эти позиции отвечают требованием ФГОС ДО. Такая форма организации образовательной деятельности обладает большим преимуществом перед другими формами образовательной деятельности, так как ненавязчиво, в занимательно-игровом виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов. Здесь никогда не бывает равнодушных участников. Занятие и любая игровая деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в данный процесс. С помощью данной квест-технологии можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Эти позиции хорошо прослеживаются в разработанных нами квест-играх: «В поисках светофора», «Искатели клада или не все золото, что блестит», «Приключения Маши и Медведя» и других. При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание решать задачи в игре, осмысливая их, находить нестандартное решение. Далее дети, получают подсказку и видят, куда направится их команда. Одним из направлений всегда является спортивная площадка (спортивный зал, музыкальный или бассейн), где дети выполняют задания в виде спортивных эстафет, с игровым содержанием: пробежать, перепрыгнуть… и решить задачу подсказку и т.д. За что получают еще подсказку. При выполнении физических упражнений дети стремятся к поиску оптимального (осмысленного) отношения к этой задачи (например: отгадав загадку, нужно пролезть через «паутину» и снять с нее правильную отгадку). Один из этапов — музыкальный зал, где дети выполняют задания под музыкальное сопровождение с использованием интерактивной доски; преодолевая страх, открыть сундук и «вытащить из него подсказку. Заканчивается квест-игра решением всех задач, поставленных перед игроками.
Процесс интеграции также присутствует в квест – играх. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.
Результат внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест-технологии являются выводы, определяющие решение цели, которая заключается в следующем: ловкость, быстрота реакции, выносливость, эмоциональный подъем, легко преодолеваемые физические нагрузки наряду с развитием воображения и пространственного мышления.
После каждой игры, вместе с детьми анализируем место каждого в команде, командные действия, планируем и прогнозируем результат дальнейших игр.
Ребёнок самостоятельно, с учетом своих возможностей, (умений и навыков), планирует вместе с педагогом тренировочный процесс, понимая, что ему не хватило до достижения оптимального результата: выносливости, быстроты, силы или координации. Это тем более важно, потому что «квест», как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата, дает возможность включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания. Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества. Всё это вместе взятое, формирует качества и предпосылки для последующего обучения в школе, и прежде всего это самоанализ и самооценка.
Считаем, что квест-игры — одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, отвечающим основным требованием ФГОС ДО.
Проведенные мероприятия показали особую слаженность взрослых и маленьких единомышленников, завоевывавших свою маленькую потребность современного человека — быть счастливым. А счастливым может быть только здоровый, украшающий современный социум в его любом месте.
Надеемся, что та деятельность, где доминируют позитивные достижения наших воспитанников, позволит не только разрешить первоочередную задачу -заложить ценности ЗОЖ и воспитать здорового, гармонически развитого ребёнка, но предопределит его способность легко адаптироваться в условиях школьного обучения, так как они в значительной степени способствовали реализации следующих задач:
- образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
- развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
- воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).
Применение квест-технологий в работе ДОО способствует улучшению здоровья дошкольников, повышению привлекательности спорта и здорового образа жизни, а также, в значительной степени повышает результативность воспитательно-образовательной деятельности.
Список литературы:
1.Осяк С.А. Образовательный квест — современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
2.Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140
3.Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. -Т. 46. – С. 439-441.
4.Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у детей установки ведения здорового образа жизни / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – С. 146-149
Материал из печатного сборника