Татьяна Сергеевна Веретенникова
Светлана Алексеевна Гребцова
воспитатели МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №33 «Радуга»
города Губкина Белгородской области
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) И ДРУГИХ ФОРМАХ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс ДОУ, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы.
Важным средством формирования мыслительной деятельности можно взять разнообразные методики, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича и игры-головоломки [1, 5, 6].
Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях. На данном современном этапе, условия для формирования разносторонней и полноценной личности характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств [2, с.5].
Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап нес в себе определенные цели и задачи.
Этапы знакомства детей с новой игрой
1 Этап: Внесение новой игры в группу.
Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 Этап:Собственно игра.
Цель:Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные отношения. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность. Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно – практический характер. Интеллектуальное и сенсорное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша. Логические блоки Дьенеша представляют собой:
Игры, составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект может состоять из геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). По мере освоения детьми основных форм, знакомлю с овалом, ромбом на основе предыдущего опыта детей;
б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление о последовательности цветов в спектре;
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества; разбивать множества на подмножества. Основные задачи использования логических блоков в работе с детьми по развитию мыслительной активности детей:
üПознакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
üРазвивать пространственные представления.
üРазвивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
üРазвивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
üРазвивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.
Все игры и занятия можно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно усложнять или упрощать, используя большее или меньшее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.
В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали усвоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Предоставляю детям возможность самим познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками они установят, что фигуры имеют различный цвет, форму, размер, толщину [5, с.15].
Работа по формированию познавательных способностей, показала, что целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагаем детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, предлагаю игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами. Строгое следование одного этапа за другим не обязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, можно исключать или объединять некоторые этапы. НОД (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.
Логические блоки используем:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»);
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» – деньги обозначаются блоками. «Почта» – адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, «Поезд» – билеты, места.
Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, делает их интересней, помогает детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.
Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, стараюсь разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Работая с палочками Кюизенера, ребята в детском саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой.
Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма. Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость селения [7, с.12].
Для эффективной реализации логических задач мы стараемся расширить возможности известных многим игр: «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамино», «Танграм». В течение нескольких лет нами составлялись и систематизировались рисунки различной степени сложности. В этой работе принимали участие, как воспитатели, так и дети. Игры опробованы в занятиях с детьми 3-7 лет.
Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное мышление, становятся незаменимыми помощниками в организации праздников и конкурсов. В эти игры можно играть одному, двоим, группой, всей семьей.
Нетрадиционные развивающие игры помогают воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата) [7, с.32].
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества.
Итак, использование нетрадиционного дидактического материала, как во время НОД, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления у ребят, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным. Играя, взаимодействуя с играми, открывается мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
Литература:
1.Решетникова О. В.В.Воскобович и его развивающие игры. Школьный Психолог. 2000. № 37.
2.З.А. Михайлова «Активизация мыслительной деятельности ребёнка в развивающих играх. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб.: Детство – Пресс, 2007.
3.Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ». – Воронеж.: ТЦ Учитель, 2007.
4.А.З. Зак «Как развивать логическое мышление у детей?» М., 2001.
5.Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» – М.: «Гном и Д, 2007.
6. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург. ООО «Корвет». 2001г.).
7.В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры», 2000.