РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

0
1138

Тукиш Татьяна Федоровна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»
Республика Хакасия, г. Абакан

 

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

 

Художественная литература не только огромное действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, она еще и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями.

В старшей группе компенсирующей направленности дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям художественных произведений, знакомятся со сказками, рассказами, стихотворениями, пословицами, поговорками, загадками. Дети этого возраста самостоятельно определяют жанр произведения, сравнивают его с другими жанрами, объясняют их специфику. Они легко различают прозу и поэзию.

Всегда, после того, как расскажу или прочитаю сказку, провожу беседу с детьми:

материалы в печатный сборник 

1.Почему вы думаете, что это сказка?

2.О чем в ней говорится?

3.Кто из героев сказки понравился и чем?

4.Вспомните, как начинается сказка и как она заканчивается?

5.Какими словами автор характеризует героев и их поступки?

6.Что победило в сказке?

Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер ее героев, выявить средства художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

Перед чтением рассказа К. Ушинского «Утренние лучи» уместно задать детям вопросы:

Какие бывают лучи? (Утренние, ласковые, солнечные, ранние, длинные, горячие).

Утром, когда вы просыпаетесь, то чувствуете, как первые лучи посылают вам свой свет. Начинает пробуждаться все живое. Нарисуйте картину раннего утра. (Рано светлеет, но еще прохладно. Дует свежий ветерок. На листьях лежит роса. Приятная свежесть).

Один такой луч попал к маленькому мальчику, а что было дальше, вы узнаете из произведения К.Ушинского «Утренние лучи».

Читаю рассказ и затем вместе с детьми анализирую его.

1.Куда попал первый луч? Второй? и т.д.

2.Как автор рассказывает про жаворонка и какую песню запел жаворонок?

3.Почему автор назвал песенку жаворонка серебряной?

4.Как обрадовался второму лучу зайчик? Петух?

5.Какую песню пели пчелы?

6.Как назвал автор мальчика и почему?

7.Как назвал автор луг, травку, улей?

Придумайте свои определения к словам «луг», «травка», «цветы». (Луг – золотой, зеленый, широкий, просторный. Травка сочная, вкусная, высокая, душистая, ароматная. Цветы душистые, ароматные, полевые, крупные, мелкие, яркие, пахучие).

Дети очень любят стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный». Рекомендую его для чтения воспитателем в группе. Вначале воспитатель беседует с ребятами о том, к чему приводит невнимание, уточняет, что значит быть рассеянным. После чтения воспитатель снова беседует с детьми: «Почему вам было смешно? А с вами не случалось ничего подобного? Нравится ли вам человек рассеянный?

При заучивании стихотворения не надо сразу давать установку на запоминание – это отвлекает внимание детей от музыкальности стиха, его красоты и напевности. Например, заучивание стихотворения И. Сурикова «Белый снег пушистый» предпочитаю начать с беседы: «Дети, кто из вас любит зиму? За что вы любите зиму? Как падает снег и какой он?

После чтения задаю вопросы: «О чем рассказывает в стихотворении? Как автор описывает лес? С чем сравнивает снег?». После повторного чтения целесообразно провести лексические упражнения по подбору определений к слову снег (рыхлый, легкий, белый, таящий, холодный, свежий).

Для сравнения можно предложить детям послушать другое стихотворение о зиме – «Встреча зимы» И. Никитиной или «Снегопад» В.А. Берестова, или «Первый снег» Л.Майской. Когда только дошкольники усвоят содержание поэтического произведения, проанализируют отдельные слова и выражения, дается установка на его запоминание. Обычно заучивание не занимает много времени. Поэтому в конце занятия можно рассмотреть соответствующие картины, иллюстрации, повторить речевые упражнения: можно прочитать в лицах ранее разученное стихотворение, включить его в игру «Угадай, кто читает?», можно использовать загадку, поговорку, пословицу.

В подготовительной к школе группе в процессе ознакомления с художественной литературой, особую роль играет подготовительная работа и анализ литературного текста.

При первом чтении важно показать художественное произведение как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: «О чем говорится в этом стихотворении (сказке, рассказе). Что вы можете рассказать о герое сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло героями рассказа? За что вы полюбили героев этой сказки и т.д.

Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Такие лексические упражнения обогащают язык ребенка.

Например, перед чтением текста «Краски осеннего леса» провожу подготовительную работу. Использую такие дидактические игры как «Продолжи ряд слов». Например, осень – это дождь, листопад…

Д/и «Расскажи о времени года, отвечая на вопрос «Какая бывает осень?». Детям также предлагаются для рассматривания картины художников об осени. Провожу беседу:

1.Какой период осени изображен на картине? Почему ты так думаешь?

2.Какие деревья тебе знакомы?

3.Какие краски использовал художник, чтобы изобразить осенний лес?

4.Какое настроение создает эта картина?

Далее детям читаю рассказ «Краски осеннего леса».

Красив осенний лес! Каких только красок здесь нет! Березки надели золотые платьица. Густая листва могучего дуба – богатыря стала медной. Листья клена, словно разноцветные перчатки, растопырили свои пальчики. Только елочка – красавица осталась зеленой.

Листья украсили землю нарядным ковром. Стоит пестрый лес под лучами ласкового солнышка и словно любуется своей красотой.

Детям можно предложить самим придумать заголовок для текста, либо выбрать наиболее удачный из предложенных, например: «Осень в лесу», «Листопад», «Краски осеннего леса».

Далее работа над текстом состоит в следующем:

1.Подобрать к словам береза, дуб, клен, ель сравнения, образные выражения и слова.

  1. Подобрать как можно больше глаголов к слову листья.

3.Составить предложения из слов:

– дождь, в, шумит, золотом, лесу.

– опускаются, на, листья, разноцветные, медленно, землю, клена.

Затем дети приступают к пересказу текста.

При заучивании стихотворения С. Есенина «Береза» до начала занятия целесообразно рассмотреть репродукцию «Зима», а на занятии побеседовать с детьми об этой картине: «Какое время года здесь изображено? Какой показана зима на картине?». Можно предложить детям придумать определения к словам зима (снежная, вьюжная, морозная, лютая, холодная): снег (глубокий, рыхлый, первый, рассыпчатый, искрящийся).

Зетам выразительно читаю стихотворение и снова продолжаю беседу с детьми: «О чем говорится в стихотворении? О какой березе? Чем вам понравилось это стихотворение? С чем автор сравнивает снег? Какие слова и выражения вам особенно запомнились? Какие стихи о зиме других поэтов вы знаете? Подумайте: с чем можно сравнить снег?

Старших дошкольников знакомят с пословицами, поговорками, загадками, скороговорками. Не стоит специально заучивать пословицы на занятии, дети легко запоминают их в процессе употребления.

Дети любят пословицы о труде, о дружбе, о Родине, о матери и т.д. Дошкольников нужно знакомить с поговорками и народным и приметами: «Весна отмыкает ключи и воды» «Кто спит весною –плачет зимою» «В марте курица напьется из лужицы» «Май холодный –год хлебородный»

Любят дети и загадки, которые по своему строению близки к пословицам и поговоркам. Для работы с дошкольниками целесообразно подбирать загадки о животных, о предметах домашнего обихода, игрушках, явлениях природы.

Учитывая конкретный и образный характер мышления детей, следует использовать такие загадки, в которых яркими красками выделены характерные признаки предмета (цвет, форма, размер, назначение). Знакомство с загадками лучше начинать с загадок -стихотворений К. Чуковского. С. Маршака, А. Барто, Е. Серовой и др.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что –то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое пушистое и золотое … (К. Чуковский)

Большой интерес для детей представляют загадки типа «Подскажи словечко»:

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый как петрушка, ядовитый… (мухомор)

И наконец, ребята должны отгадать загадки, опираясь на восприятие самых простых, знакомых предметов. Нужно подобрать такие предметы, расположить их перед детьми, предложить рассмотреть, а затем загадывать загадку типа «Два конца, два кольца, посредине гвоздик».

Многолетняя практика моей работы показывает, что учитель-логопед должен активно знакомить детей с различными литературными произведениями, тщательно отбирая стихотворный материал и прозаические произведения. В процессе ознакомления детей с художественным словом активно развивается речь, воспитывается любовь к родному языку, формируется умение слушать и понимать литературное произведение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь