Практические рекомендации педагогам дошкольного образования по формированию и развитию гендерной идентичности у детей младшего дошкольного возраста

0
852

Елфимова Оксана Александровна
воспитатель
МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Дагаева  Наталья Валерьевна
воспитатель
МАДОУ ДС №69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.  

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В процессе формирования и развития гендерной идентичности у младших дошкольников педагоги должны опираться на основные методологические принципы гендерного воспитания. Работа должна проводиться целенаправленно и систематично. Специально организованная игровая деятельность дошкольников должна соответствовать возрастным новообразованиям, ведущему виду деятельности и потенциальным возможностям усвоения информации воспитанниками.

В процессе работы с детьми дошкольного возраста целесообразно использование таких методов как: моделирование игровых ситуаций; обыгрывание фрагментов сюжетно-ролевых игр; мини-рассказы; решение проблемных ситуаций при совместной деятельности мальчиков и девочек; рефлексивная деятельность.

материалы в печатный сборник 

Организация непосредственной деятельности по формированию гендерной идентичности у дошкольников должна включать в себя следующие компоненты:

1.Организационный компонент.

«Гендерный контакт» направлен на активизацию детей. Здесь необходимо установление контакта между мальчиками и девочками, осознание чувства принадлежности к группе. Примером гендерного контакта могут быть игры-приветствия, игры-минутки, которые служат многостороннему развитию чувства «Я», целостности группы.

2.Основной компонент.

«Гендерная проблемная ситуация» – это моделирование жизненно важных ситуаций. Каждая ситуация должна включать в себя проблему и ряд действий, в ходе которых ребенок должен определиться и руководствоваться принятым решением среди сверстников.

«Гендерные рассказы» – это истории прочитанные детям, пересказанные или сочиненные детьми. В ходе этой части увеличивается словарный запас, улучшается проговаривание, умение выстраивать рассказ в соответствии с эмоциональным состоянием.

«Гендерная символика» – с помощью продуктивной деятельности вызвать побуждение к созданию собственного позитивного образа «Я».

3.Заключительный компонент.

«Гендерная игротека» состоит из: дидактических игр, игр-состязаний, подвижных игр, схем-действий, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций.

«Сундук секретов» направлен на сбор, закрепление знаний о гендерной идентичности. «Секреты» – это тематические творческие задания для мальчиков и девочек, помогающие обогатить представления и создать, например, рисунок своей семьи.

«Книжная полка» – прослеживание гендера в художественной литературе позволяет развивать эмоциональную отзывчивость у мальчиков и девочек (рассматривается как вид дополнительного чтения).

Для обогащения знаний детей дошкольного возраста о себе как представителе определенной гендерной группы возможно проведение занятий на темы: «Девочки и мальчики», «Кто Я?»; проведение бесед, в рамках программы М.А. Радзивиловой «Мальчики и девочки – кто они?» по блокам: «Что я знаю о себе?», «Различие полов: будущие папы, будущие мамы», «Поведение мальчиков и девочек», «Моя семья», «Вместе весело играть».

Для эффективной работы по формированию гендерной идентичности у дошкольников необходима систематическая работа с родителями.

 

Список использованной литературы

  1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. -2003.- № 5. – С. 20 – 25.
  2. Абубикирова, Н.И. Что такое «гендер»? / Н.И. Абубрикова // Общественные науки и современность. – 2001.- №6. – С. 32 – 39.
  3. Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / В.С. Агеев // Вопросы психологии. -1998. – № 2. – С. 152-158.
  4. Адлер, А.В. Воспитание детей: взаимодействие полов /А.В. Адлер. -М.: Просвещение, 1998. – 124 с.
  5. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины /

Ю.Е. Алешина // Вопросы психологии. -1991.- №4.-С. 48-52.

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь