Основа детского сотрудничества – речевое взаимодействие

0
2386

Шевырёва Майя Ивановна
воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС № 119 «Волжаночка»
г. Тольятти

Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривалось, как приоритетное направление.

Но диалогу – самой естественной, природной форме речи – в традиционной методике уделено явно недостаточное внимание.

Неспособность многих дошкольников спорить, рассуждать, убеждать, участвовать в обсуждении говорит о том, что мы мало работаем над развитием умения детей вести диалог. Именно поэтому проблема развития диалогической речи приобретает особую актуальность в дошкольном возрасте.

В педагогической культуре детского сада имеется широкий арсенал средств обучения языку – специальные речевые занятия, дидактические игры, беседы с детьми, народные игры, игры-драматизации и пр. Все эти формы работы направлены не только на развитие умения формулировать мысль в слове, строить монолог, но прежде всего – на умение строить взаимоотношения, «диалогические отношения» с партнером.

Усилить результат проводимой работы можно еще одним способом: использовать на занятиях по развитию речи технологию сотрудничества ребенка со сверстниками (авт. О.Д. Муратова, Н.Г. Садомова, Н.А. Недорезова.)

Сотрудничество или другими словами – совместная деятельность характеризуется появлением у детей общей цели. В процессе деятельности они стараются согласовывать свои действия, общаться друг с другом по поводу предметов и действий в конкретной ситуации, устанавливают с окружающим доверительно – эмоционально – положительные контакты, вежливо ведут спор, поддерживают содержательный разговор.

материалы в печатный сборник 

Целенаправленную работу с детьми можно начинать уже с 3-4 лет, потому что в этом возрасте уже многие дошкольники могут контактировать со сверстниками, хорошо чувствуют себя в малой подгруппе детей, способны слушать, наблюдать за действиями партнера, оказывать ему знаки внимания. Но способы взаимодействия и способы диалогического общения, конечно же, еще не сформированы.

И поэтому, на начальном этапе работы необходимо показать детям образцы ведения диалога и правильного поведения, разыгрывая различные речевые ситуации с помощью кукол.

Таким образом, у детей появится возможность действовать по образцу и тренироваться в навыках парной работы.

 Важно помнить, что взаимодействие детей 3-4 лет нуждается в постоянной коррекции. Необходимо расширять круг привязанностей дошкольников, что бы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в парной работе с любым ребенком.

Культурные навыки ребенка обогащаются, поскольку он наблюдает эти приемы у партнеров по играм, его кругозор расширяется новыми представлениями о человеческих отношениях и о себе: «Я хороший человек, меня любят дети, с ними приятно проводить время…»

И все-таки, самостоятельно наладить взаимодействие для дошкольников достаточно сложно. Очень многое зависит от взрослого: от способов руководства этим процессом и опыта коммуникативной деятельности взрослого с ребенком.

Целесообразно использовать следующие приемы организации общения детей.

  • Привлечение внимания друг к другу, стимулирование малышей к использованию речи при обращении к взрослому;
  • Создание «ситуации успеха»;
  • Авансирование доверием;
  • Специальная организация взаимодействия между детьми:

а) призыв к помощи друг другу;

б) поощрение инициативы;

  • Рассказы воспитателя о хороших поступках, о «достижениях» каждого ребенка;
  • Комплименты по поводу внешности или одежды;
  • Чтение стихов, адресованных определенному ребенку;
  • Предвосхищающая оценка (поиск условий, создающих у детей ощущение радости, творчества)

Регулярность таких упражнений в практике общения детей приводит к положительным результатам, формирует доброжелательные отношения между малышами.

Важным элементом человеческой культуры является речевой этикет. Очень важно, чтобы этикетными способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как дети, так и взрослые – педагоги и родители.

Для формирования культуры общения рекомендуется использовать следующие приемы:

  • пополнение и активизация словаря детей такими словесными формами, как «доброе утро», «я рада тебя видеть», «приятного аппетита», «будь любезен подать», «разреши», «будь добр», «позволь», «извини», «если не затруднит», «прошу прощения», «всего хорошего»;
  • усвоение норм и способов общения через художественную литературу;
  • дидактические картинки (рассматривание сверстников в конфликтных ситуациях);
  • подбор пропущенных слов вежливости к тексту;
  • пополнение волшебными словами шкатулки-сундучка;
  • разыгрывание сценок из жизни детей с помощью кукол;
  • заучивание лукавых текстов – пожеланий или подсказок друг другу дельных советов («Кто бросает вещи в беспорядке – с ним они потом играют в прятки»).

Взаимодействие в паре возможно уже в три года.  В этом возрасте обучение детей нормативным способам взаимодействия опирается на желание детей подражать.

Начинать его необходимо с демонстрации нормативных образцов поведения.

  1. по роли (продавец – покупатель);
  2. по правилу или разделению материала игры (ты украсишь коврик красными кружочками – я зелеными).

Позже учим выбирать партнера. Причем, право выбора оставляем за ребенком. И далее – упражняем ребят во взаимодействие друг с другом.

Если рассматривать эту работу более детально, то на слайде вы увидите, что она состоит из шести этапов.

Первый этап – ознакомительный. Воспитатель фиксирует внимание детей на эмоциональном состоянии партнера, создает ситуации, направленные на развитие речевого этикета. Дети обыгрывают ситуации, правила поведения в обществе, используя формы речевого этикета.

Второй этап – постановка задачи. Воспитатель фиксирует внимание детей на проблеме, мотивирует задачу. Дети, осознавая цель, присваивают и активизируют знания по теме.

Третий этап – выбор партнера. Воспитатель побуждает детей к выбору партнера (по любому признаку). Дети – участвуют в выборе партнера.

 Четвертый этап – практический. Работа в парах. На этом этапе воспитатель организует, направляет работу детей в парах. А дети – договариваются о совместной работе, взаимодействуют по теме задания.

Пятый этап – применение. Воспитатель оценивает работу детей, вносит корректировки, помогает выбрать правильную точку зрения. Дети – докладывают о результатах сотрудничества. Формулируют выводы.

Шестой этап – заключительный. Воспитатель организует работу детей в тройках, четверках и оценивает совместную работу детей. Дети – договариваются о совместной работе в малых подгруппах, формулируют выводы.

Начинать работу с детской подгруппой следует со строительства «коммуникативных» навыков.

 И для этого нужно использовать следующие приемы:

  • Научить простому правилу взаимопомощи «Когда ты в чем-то неуверен, тебе очень трудно, спроси товарища, может ли он тебе помочь»
  • Подслушанные и подсмотренные находки детей предавать гласности (Дима назвал своего партнера по имени и повторил вопрос воспитателя персонально для своего товарища)
  • Способствовать усвоению разнообразных положительных образцов сотрудничества, демонстрируя удачные споры, умения договариваться.
  • Формировать активную позицию ребенка. Давать время на переговоры, сказав: «Повернитесь друг к другу. Если ты знаешь ответ, шепни соседу. Если он согласен и кивнет тебе, возьмитесь за руки и покажите, что вы готовы и отвечаете»
  • Разыгрывать отрицательные образцы поведения детей с помощью кукол.
  • Познакомить с правилами вежливого спора:
  • Высказав свое мнение, спроси остальных: «Ты согласен? Ты не возражаешь? А как ты думаешь?»
  • Если вы согласны можно действовать. Если мнения разные, задайте друг другу вопросы: «Почему ты так считаешь? А это можно доказать?»
  • Позволять детям обмениваться мнениями, приучать детей останавливать свои разговоры по определенному сигналу (с помощью колокольчика) и слушать вас.

Игры парами (тройками, подгруппами) – один из эффективных приемов развития у детей умения вести диалог со сверстниками.

Жизнь ребенка будет полноценной, если он себя будет чувствовать не только опекаемым, но и активным, т. е. с активной жизненной позицией. Взрослый помогает ребенку в этом – побуждает, поправляет, учит самостоятельности.

Но вот парадокс! Одновременно он и ограничивает эту деятельность. Что дает общение детей с равными себе (со сверстниками)?

В общении с взрослыми дети более сдержаны, а в общении друг с другом в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и ярких, выразительных интонаций. Общаясь со взрослым, ребенок придерживается норм высказываний, общепринятых фраз и оборотов. В разговоре друг с другом используются самые непредсказуемые слова, сочетания слов, фразы. Если взрослый дает нормы общения, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества. В общении с взрослым дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить. В общении со сверстниками преобладают инициативные высказывания над ответом. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать товарища.  Общение со сверстниками богаче по своему назначению и функции. В общении с взрослым ребенок постоянно управляем и поправляем им. В общении со сверстниками дети сами могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль, навязывать собственные образы. Общаясь со взрослым, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова. Однако все эти слова могут оставаться в пассивном словаре и не использоваться им. Дети фантазируют, искренне радуются, выражают обиду. Такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов, умение словами выразить свои желания, требования. Дети полно и активно используют различные речевые средства.

Взаимодействие детей помогает любое дело превратить в интересное и полезное для себя и других. Вместе получается быстрее и увлекательнее. Но только при условии, если партнеры владеют навыками сотрудничества.

 

 

Список литературы:

  1. Муратова О. Д. Сотрудничество детей на занятиях по развитию речи [текст]: Метод. рекомендации /О. Д. Муратова, Н. А. Недорезова, Н. Г. Садомова. – Тольятти, 2004. – 62с.
  2. Арушанова А. Г. Истоки диалога: Книга для воспитателей /Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. – М.: «Мозаика-Синтез», 2003. – 216с.

 

Материал из печатного сборника
«Детский сад – территория ФГОС: современные методики и технологии дошкольного образования, осень 2017 г.»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь