Дробинина Наталья Петровна
воспитатель
МБДОУ ДС № 63 «Машенька»
Сценарий мероприятия по ознакомлению дошкольников
с православными и народными традициями
Тема: «Именины»
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
Материалы, пособия и оборудование: мультимедийная установка или ноутбук, презентация «Александр Невский»; на каждого ребёнка: распечатанные слайды презентации (картинки) по 5-7 штук, лист с пронумерованными окнами (по количеству картинок); именинный пирог, «чаша добра», аудиозапись хоровода «Каравай», «печка», бутылочка с водой, ложка; при необходимости – подушки для сидения.
Предварительная работа: дети самостоятельно рисуют поздравления – пожелания, которые затем можно собрать в книжку; в процессе ОД и режимных моментов дети знакомятся с историей и современностью родного города и страны.
Ход мероприятия: Звучит музыка «Каравай».
Воспитатель: Ребята, вы узнали мелодию? А что мы делаем под неё?
Ответы детей.
Воспитатель: — Да, заводим хоровод.
Под музыку дети с воспитателем заводят хоровод.
Воспитатель: — Когда мы водим с вами такой хоровод?
Ответы детей.
Воспитатель: — Да, на День рождения. Это тот день, когда человек родился, поэтому у каждого из нас он свой. Ваши Дни рождения мы всегда весело празднуем в группе. Существует ещё один персональный праздник – это Именины. Именины – праздник особый, так как он связан с именами, которые носят наши соименные небесные покровители. Когда-то для православных людей очень важным праздником был день именин. Этот день был выше дня рождения. У каждого человека есть имя. Прежде имена давали детям в церкви при крещении. Ребенка называли в честь того святого, на день памяти которого приходилось его крещение. В церковном календаре, «святцах» помечены дни чествования каждого святого. Считалось, что святой будет во всем помогать тому, кто носит его имя. А сегодня мы завели с вами хоровод потому, что 6 декабря — день памяти святого преподобного князя Александра Невского. Поэтому, будет уместным, сегодня поздравить нашего Сашеньку. Раз уж мы спели «Каравай», то было бы и кстати приготовить именинный пирог. Из чего пекут каравай, пирог?
Дети: — Из теста!
Воспитатель: — Вот и приготовим тесто, но непростое… Возьмём «чашу добра», пусть каждый из нас опустит в неё доброе слово или пожелание, такое, которое будет приятное услышать каждому, а не только имениннику.
Игра «Доброе слово». По кругу дети передают чашу, произнося над ней добрые слова.
Воспитатель: — Замесим тесто, сформуем пирог и поставим в печь. Будет угощенье славное!
Воспитатель ставит в печь пирог, дети помогают.
Воспитатель: Ребята, знаете, полное имя Саши — Александр и переводится с греческого «защитник людей». А как в древности называли защитников земли русской?
Ответы детей.
Воспитатель: — Да, богатыри. А кто такие богатыри?
Ответы детей.
Воспитатель: — Богатырь – человек, богатый духом. На Руси во все времена таковых было немало.
Воспитатель с детьми переходят к ноутбуку, присаживаются на подушки полукругом и смотрят слайды.
Воспитатель: — Это икона с изображением святого благоверного князя Александра Невского. Он, как вы помните…
Дети: …небесный покровитель Старого Оскола.
Воспитатель: Да. Это сейчас – он святой, а когда – то он был реальным человеком. В детстве, как и все мальчишки, любил играть. С усердием обучался грамоте и военному делу. Вот и стал этот богатырь по духу и телу настоящим защитником Родины!
Воспитатель: — Значит, ты, Саша, должен быть честным и смелым, чтобы быть настоящим защитником. Узнай, как можно больше о жизни своего святого, и старайся подражать ему в делах и мыслях.
Воспитатель переводит детей к столу с лежащими картинками.
Воспитатель: — Дорогие мои, вспомните всё, что, вы узнали об Александре Невском и расположите последовательно картинки, так, чтобы можно было составить рассказ.
Задание «Картинки по порядку» (индивидуально). Каждому ребёнку предлагается набор из нескольких картинок, которые он должен расположить на листе с пронумерованными окнами.
Воспитатель: — Друзья, как вы можете порадовать Сашу в день именин? Ответы детей.
Воспитатель: — Помните, вы рисовали заранее подарки – пожелания? Вот сегодня они пригодятся, чтобы подарить Саше. Настало время доставать наш пирог, который, как я думаю, уже чудесным образом испёкся.
Воспитатель с детьми подходят и достают из печки настоящий пирог, который уже подставил кто-нибудь из помощников. Дети заводят хоровод, именинник встаёт в центр круга. Воспитатель в центре – с именинным пирогом.
Воспитатель: — Сашенька! Замесили мы каравай на крещенской водице, добавили свои добрые пожелания!
Все вместе: — Вот такой каравай от нас, Саша, принимай!
Дети(поют):
Как на Сашины именины испекли мы каравай.
Он и сладок, и высок, подрумяненный бочок.
Очень мы старались для друзей своих.
Испекли мы каравай – лучше всех других!
Вот такой – вышины! Вот такой – нижины!
Вот такой – ширины! Вот такой – ужины!
Воспитатель:
Сегодня твои именины, моё дорогое дитя!
Святой Александр незримо хранит в небесах тебя
Так будь же всегда достойный имени своего.
Будь добрым, умным и храбрым и с честью носи его!
Ребята, вам понравился праздник именин? Будем ещё праздновать?
Ответы детей.
Воспитатель:
Обратимся к «Святцам» и найдём: кто же из вас следующий именинник. Саша, приглашай всех на трапезу!
Праздник заканчивается дегустацией именинного пирога. После дети поют песни, читают стихи, по возможности и желанию поздравить именинника.
Материалы научно-практического семинара «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном образовательном пространстве ДОУ»