Левина Алена Геннадьевна
музыкальный руководитель
Куралесова Татьяна Федоровна
Федосеева Татьяна Дмитриевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад № 260»
Кемеровской области г. Новокузнецк
Материал публикуется во Всероссийском ПЕЧАТНОМ сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», ФЕВРАЛЬ-2022
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Ч.Х.Л», «Физическая культура».
Цель: формирование представления о русской народной культуре.
Задачи:
- учить детей чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления. Обучать умению двигаться в танцах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения («Музыка»).
- развивать и обогащать через русские народные мелодии: музыкальные впечатления, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память, выразительность, эмоциональность, умение выполнять движения в соответствии с музыкой, («Музыка»). Поддерживать интерес к русской народной культуре («Социализация»).
- воспитывать патриотические чувства к народному искусству, уважение к труду народных умельцев («Социализация»).
- развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра («Коррекционный»). Расширять словарный запас посредствам знакомства с новыми художественными терминами («Коммуникация»).
Предварительная работа: педагог рассказывает об истории матрешки, о появлении первой матрешки на Руси; разучивает с детьми песню музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасова «Веселые матрешки»; слушает с детьми русскую народную песню «Как под яблонькой»; разучивает игру – хоровод «У дедушки Трифона».
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, деревянные ложки по 2 шт. на каждого ребенка, разноцветные платочки (4 комплекта по количеству детей), мольберт, иллюстрации матрешек, музыкальные файлы МП3, нотный материал.
Ход занятия:
Первая часть. Дети входят в зал под р.н.м, встают в круг, здороваются с педагогом и гостями по старинному русскому обычаю. Воспитатель вводит детей в образовательную деятельность (тихо звучит русская народная музыка «Во поле береза стояла»):
Дивное диво я нынче принесла, диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
Загадка: Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко
Наша русская … (Матрешка)
(Дети разгадывают загадку, на экране мультимедиа появляется не раскрашенная матрешка).
Педагог предлагает выполнить музыкально-ритмическое упражнение «Матрешки» и порадовать гостью красивым исполнением.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (наклоны головой влево – вправо)
В сарафанах ваших пестрых (руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (хлопают в ладоши)
Дети садятся на стулья.
Педагог:
– О матрёшке, как и о народных героях, слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один гость не уедет из России без куклы-сувенира.
– Давайте вспомним, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (ответы детей)
– Чем уникальна наша матрешка? (в одной игрушке сразу несколько, ярко расписаны).
– Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (сарафан, рубашка, фартук, платок, бусы). Ах, какие красивые матрешки – яркие!
– Ребята посмотрите, а наша Матрешка бесцветная, не нарядная…Что же делать? (ответы детей).
Музыкальный руководитель предлагает раскрасить матрешку с помощью музыки.
В разделе «слушание музыки», детям предлагается музыкальная загадка и задание – подобрать из предложенных трех иллюстраций ту, которая подходит к русской народной песне «Как под яблонькой». Когда с этим заданием ребята справляются, у матрешки раскрашиваются волосы.
В разделе «развитие чувства ритма, музицирование», предложить прохлопать в ладоши ритмический рисунок имени матрешки (Ма – тре – на).
Выложить схему ритмического рисунка на фланелеграфе, сыграть данный ритмический рисунок на деревянных ложках. (Раскрашивается рубаха).
В рамках раздела «распевание – пение», пропеть попевку (кварта). (После выполнения задания у матрешки раскрашивается платочек).
Пение попевки.
В продолжение раздела – «распевание, пение», дети исполняют песню «Веселые матрешки» муз. Слонова, сл. Некрасовой. (У матрешки раскрашивается сарафан, и появляется румянец на щечках).
В разделе «пляски, игры, хороводы», исполняется Танец – упражнение «Разноцветные Матрешки», (по мотивам стихотворения «Матрешка» Э. Медведевой): каждый фрагмент выполняется под музыкальное сопровождение.
У меня матрешка есть, новая игрушка,
В желтом сарафанчике славная толстушка.
– Найдите глазами матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафанчик этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке.
А ее откроешь – в ней сидит вторая, вся в зеленом, как весной травка молодая…
– Найдите глазами матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и платочек этой матрешки. Поставьте руки на пояс и выполните пружинку 4 раза.
А вторую отвернешь – там еще матрешка, та матрешка – в синем крошка.
– Найдите глазами матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и фартучек этой матрешки. Поднимите руку и покружитесь. (под музыку)
В ней – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет,
Алый, как цветочек, и под цвет платочек,
Пуще всех ее храню, больше всех ее люблю,
Маленькая крошка – какого цвета матрёшка? (Красная матрешка).
– Найдите глазами матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и бусы этой матрешки. Поставьте руки на пояс и выполните притопы 4 раза….
– Ребята, посмотрите, у нас получился с вами танец, давайте попробуем его исполнить от начала до конца… (дети танцуют под музыкальное сопровождение) (У матрешки раскрашивается фартук и бусы)
Подвести к выводу: как здорово, что мы умеем петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и как это нам пригодилось!
Сюрпризный момент: матрешка «оживает» и обращается к детям с экрана, говоря им спасибо за то, что они подарили ей яркий, красивый, разноцветный наряд. И в свою очередь дарит в подарок детям маленьких матрешек (на экране мультимедиа под народную плясовую, одна за другой, появляются матрешки с лицом каждого присутствующего ребенка. Мальчики – матрешки с гармошками, девочки-матрешки в фартучках).
Список литературы:
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:
Мозаика-Синтез, 2010.
- http://stihi-russkih-poetov.ru/poems/zinaida-medvedeva-matryoshka