НАША РУССКАЯ МАТРЕШКА

конспект ООД с использованием ИКТ для среднего дошкольного возраста

0
716

Левина Алена Геннадьевна
музыкальный руководитель
Куралесова Татьяна Федоровна
Федосеева Татьяна Дмитриевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад № 260»
Кемеровской области г. Новокузнецк

Материал публикуется во Всероссийском ПЕЧАТНОМ сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», ФЕВРАЛЬ-2022

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Ч.Х.Л», «Физическая культура».

Цель: формирование представления о русской народной культуре.

Задачи:

  • учить детей чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления. Обучать умению двигаться в танцах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения («Музыка»).
  • развивать и обогащать через русские народные мелодии: музыкальные впечатления, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память, выразительность, эмоциональность, умение выполнять движения в соответствии с музыкой, («Музыка»). Поддерживать интерес к русской народной культуре («Социализация»).
  • воспитывать патриотические чувства к народному искусству, уважение к труду народных умельцев («Социализация»).
  • развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра («Коррекционный»). Расширять словарный запас посредствам знакомства с новыми художественными терминами («Коммуникация»).

Предварительная работа: педагог рассказывает об истории матрешки, о появлении первой матрешки на Руси; разучивает с детьми песню музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасова «Веселые матрешки»; слушает с детьми русскую народную песню «Как под яблонькой»; разучивает игру – хоровод «У дедушки Трифона».

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, деревянные ложки по 2 шт. на каждого ребенка, разноцветные платочки (4 комплекта по количеству детей), мольберт, иллюстрации матрешек, музыкальные файлы МП3, нотный материал.

материалы в печатный сборник 

Ход занятия:

Первая часть. Дети входят в зал под р.н.м, встают в круг, здороваются с педагогом и гостями по старинному русскому обычаю. Воспитатель вводит детей в образовательную деятельность (тихо звучит русская народная музыка «Во поле береза стояла»):

Дивное диво я нынче принесла, диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

Загадка: Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко

Наша русская … (Матрешка)

(Дети разгадывают загадку, на экране мультимедиа появляется не раскрашенная матрешка).

Педагог предлагает выполнить музыкально-ритмическое упражнение «Матрешки» и порадовать гостью красивым исполнением.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (наклоны головой влево – вправо)

В сарафанах ваших пестрых (руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (хлопают в ладоши)

Дети садятся на стулья.

Педагог:

– О матрёшке, как и о народных героях, слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один гость не уедет из России без куклы-сувенира.

– Давайте вспомним, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (ответы детей)

– Чем уникальна наша матрешка? (в одной игрушке сразу несколько, ярко расписаны).

– Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (сарафан, рубашка, фартук, платок, бусы). Ах, какие красивые матрешки – яркие!

– Ребята посмотрите, а наша Матрешка бесцветная, не нарядная…Что же делать? (ответы детей).

Музыкальный руководитель предлагает раскрасить матрешку с помощью музыки.

В разделе «слушание музыки», детям предлагается музыкальная загадка и задание – подобрать из предложенных трех иллюстраций ту, которая подходит к русской народной песне «Как под яблонькой». Когда с этим заданием ребята справляются, у матрешки раскрашиваются волосы.

В разделе «развитие чувства ритма, музицирование», предложить прохлопать в ладоши ритмический рисунок имени матрешки (Ма – тре – на).

Выложить схему ритмического рисунка на фланелеграфе, сыграть данный ритмический рисунок на деревянных ложках. (Раскрашивается рубаха).

В рамках раздела «распевание – пение», пропеть попевку (кварта). (После выполнения задания у матрешки раскрашивается платочек).

Пение попевки.

В продолжение раздела – «распевание, пение», дети исполняют песню «Веселые матрешки» муз. Слонова, сл. Некрасовой. (У матрешки раскрашивается сарафан, и появляется румянец на щечках).

В разделе «пляски, игры, хороводы», исполняется Танец – упражнение «Разноцветные Матрешки», (по мотивам стихотворения «Матрешка» Э. Медведевой): каждый фрагмент выполняется под музыкальное сопровождение.

У меня матрешка есть, новая игрушка,

В желтом сарафанчике славная толстушка.

– Найдите глазами матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафанчик этой матрешки.  Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке.

А ее откроешь – в ней сидит вторая, вся в зеленом, как весной травка молодая…

– Найдите глазами матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и платочек этой матрешки. Поставьте руки на пояс и выполните пружинку 4 раза.

А вторую отвернешь – там еще матрешка, та матрешка – в синем крошка.

– Найдите глазами матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и фартучек этой матрешки.  Поднимите руку и покружитесь. (под музыку)

В ней – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет,

Алый, как цветочек, и под цвет платочек,

Пуще всех ее храню, больше всех ее люблю,

Маленькая крошка – какого цвета матрёшка? (Красная матрешка).

– Найдите глазами матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и бусы этой матрешки.  Поставьте руки на пояс и выполните притопы 4 раза….

– Ребята, посмотрите, у нас получился с вами танец, давайте попробуем его исполнить от начала до конца… (дети танцуют под музыкальное сопровождение) (У матрешки раскрашивается фартук и бусы)

Подвести к выводу: как здорово, что мы умеем петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и как это нам пригодилось!

Сюрпризный момент: матрешка «оживает» и обращается к детям с экрана, говоря им спасибо за то, что они подарили ей яркий, красивый, разноцветный наряд. И в свою очередь дарит в подарок детям   маленьких матрешек (на экране мультимедиа под народную плясовую, одна за другой, появляются матрешки с лицом каждого присутствующего ребенка. Мальчики – матрешки с гармошками, девочки-матрешки в фартучках).

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:

Мозаика-Синтез, 2010.

  1. http://stihi-russkih-poetov.ru/poems/zinaida-medvedeva-matryoshka

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь