ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
1012

Токмачева Нина Петровна
Татаринова Елена Михайловна
Воспитатели
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в современных условиях очень основательно. Актуальность обращения к данной проблеме обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к организации образовательного процесса в образовательных организациях, включая дошкольные, введение которого значительно изменило представление о содержании образования и его результатах.

Игра является эффективным психолого-педагогическим средством формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Однако их применение в сфере практической деятельности связано с рядом проблем, к которым относятся:

  • – подбор наиболее эффективных игр для формирования коммуникативных умений среди их большого разнообразия;
  • – использование разных игр для детей разных возрастов с учетом мобильности детского периода;
  • – появление новых игр с учетом развития психолого-педагогической науки и введения информационных технологий в образовательный процесс.

В своей работе основным средством формирования коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте мы определили дидактическую игру.

Дидактические игры представляют собой вид игр с правилами, созданных для обучения и реализующие воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они возникают по инициативе взрослого и используются с образовательной и воспитательной целью. Их отличие от обычных игр заключается в наличие четко поставленной цели, соответствующей прогнозируемому результату.

Для формирования информационно-коммуникативного компонента способствует следующие игры.

  1. Дидактическая игра «Магазин игрушек»
материалы в печатный сборник 

Цель: формирование способности сделать запрос информации партнеру по общению, устанавливать контакт, строить диалог; овладение речевым этикетом, совершить покупку понравившейся игрушки в магазине.

Ход игры: Короткой считалочкой выбирают среди детей продавца, остальные выступают в роли покупателей. Первым покупает игрушку педагогический работник, наглядно показывая, как выполнять игровые действия, соблюдая правила игры. Продавец выкладывает товар на полки, продает нужную покупателю игрушку, задавая уточняющие вопросы по запрашиваемому товару, озвучивает цену, упаковывает игрушку, выдаёт чек, доброжелательно обращается к покупателю. Покупатель описывает необходимый ему товар, указывая форму, цвет, размер, другие характеристики, покупает игрушку, отсчитывает за покупку указанную сумму денег, вежливо обращается с продавцом, благодарит его.

Материал: игрушки (на 3-5 игрушек больше, чем играющих), касса, витрина, чеки из бумаги, игровые деньги, пакеты из бумаги, бейджик для продавца.

Правила. Покупатель, совершая покупку, не называет ее, а описывает, при этом смотреть на игрушку нельзя; продавец по описанию узнает игрушку и продает покупателю. Игра длится до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.

Данная игра развивает умение вступать в общение со сверстниками, вести с ними диалог, обширно формулировать собственные мысли, формирует манеры вежливого отношения.

  1. Дидактическая игра «Магазин посуды»

Цель: образовывать названия посуды, продолжать формировать знания о профессии продавца, воспитывать уважение к труду людей всех профессий, развивать мышление, речь, память, восприятие, внимание.

Материал: Полка с посудой: по две сахарницы, хлебницы, салфетницы, блюдо для печенья, сухарница, солонка. (предметы можно менять).

Ход игры: Воспитатель:

– У нас открыт магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что вы хотите купить. Знать какой это предмет, для чего он нужен. У вас должны быть деньги на покупку. Если назвать неправильно, продавец не поймет вас и не продаст нужную вещь. Сначала рассмотрим, какая посуда есть в магазине: вот знакомые вам… (хлебница, сахарница, салфетница). Воспитатель указывает на предметы, давая понять детям, что их нужно назвать.

– Вот специальное блюдо для сухарей, это… (сухарница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. Не ошибайтесь, когда будете покупателями, называя их. Пожалуйста, кто какую посуду хочет купить, подходите, магазин открыт. «Купленную» посуду воспитатель откладывает на стол, объясняя, что специальная машина доставит покупку на дом.

  1. Дидактическая игра «Магазин ткани».

Цель: формировать умение определять ткань в зависимости от ее происхождения, закреплять навыки определения вида ткани, представление о профессии продавца.

Оборудование: полка с различными видами ткани, метр, ножницы.

Ход игры: Воспитатель создает следующую ситуацию:

– Ребята, представьте, что мы с вами находимся в магазине «Ткани» и нам нужно подобрать ткань для куклы Тани. Воспитатель открывает витрину с полосками ткани.

– Кто из вас приобретает ткань для летнего платья? Дети выбирают ткань, объясняя при этом: -для летнего платья нужна тонкая ткань, чтобы не было жарко. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это — хлопчатобумажная ткань, нити для нее сделаны из хлопка. При подборе тканей для зимней одежды у детей такое мнение: нужна ткань шерстяная. Пушистая, теплая. Она изготовлена из шерсти, состриженной с овечки.

4.Игра. «Магазин Обувь и Одежда».

Цель: продолжать закреплять знания о профессии продавца, с различными видами магазинов и продуктов; воспитывать чувство уважения, благодарности за выполняемый труд.

Ход игры: перед детьми — магазин с отделами «Обувь» и «Одежда».

«Дорогие дети! – говорит воспитатель. В нашем магазине вы можете купить одежду и обувь для своих кукол. Что вы можете купить? Сегодня в продажу поступили: красное платье с белым воротником и карманами; красивые клетчатые брюки с черным ремнем; меховые коричневые сапожки с вышивкой (достаточно назвать и описать 3-4 вещи. В магазине их вдвое больше). Воспитатель — продавец вызывает ребенка, спрашивает: «Что Вы хотите посмотреть?» («Что вам показать?»). Тот отвечает: «Пожалуйста, покажите мне синий сарафанчик с цветочками».

Таким образом, освоение коммуникативных умений через игру будет характеризоваться положительным отношением к полученным навыкам, креативным использованием коммуникативных умений во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками. Игровое взаимодействие будет способствовать тому, что дошкольники станут более уверенно выражать свои мысли, спокойнее общаться со сверстниками и взрослыми, легче станут находить общую тему для беседы, увереннее отстаивать свое мнение, слышать своего собеседника, конструктивно вести с ним диалог, правильно оформляя устную речь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь