С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

педагогический проект для старшего дошкольного возраста

0
1519

Мошева Татьяна Вячеславовна
методист
Кирпичникова Елена Юрьевна
Шистерова Елена Михайловна
воспитатели
МБОУ «ВОК» СП Детский сад 2
Пермский край, г. Верещагино

Материал публикуется во Всероссийском ПЕЧАТНОМ сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», ФЕВРАЛЬ-2022

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач. Детство – самая лучшая пора для привития чувства гордости и любви к Родине.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных тем. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Для решения проблемы воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста нами был разработан проект «С чего начинается Родина».

Цель проекта: Развитие нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний.

Задачи:

  • Продолжать воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
  • Продолжать обогащать знания детей о знаменитых людях, прославивших родной город, край, Россию.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе края, России.
  • Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших воинов ВОВ, важнейшим событиям в истории России.
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
  • Вовлечение родителей в реализацию проекта.
материалы в печатный сборник 

Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный

Сроки реализации: 1год.

Содержание проекта:

Проект «С чего начинается Родина» разработан в рамках реализации Рабочей программы воспитания для структурных подразделений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Вся работа строилась по 6 модулям Рабочей программы воспитания: Модуль «Я – Патриот». Модуль «Я – человек труда». Модуль «Я – человек культуры». Модуль «Я и мои друзья». Модуль «Я – любознайка. Модуль «Я и мое здоровье»

Проект будет представлен на педагогическом совете ОО.

Социальные партнеры: МБУК «Верещагинская центральная детская библиотека»; МБУК «Музейно – культурный центр».

Участники: дети старшей группы (5 – 6 лет), родители, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО

План реализации проекта:

1 Этап. Подготовительный (август – сентябрь):

Мероприятия:

  • Знакомство родителей с проектом, постановка целей и задач.
  • Приобретение наглядного дидактического материала.
  • Работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений)
  • Подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр
  • Памятки для родителей
  • Приобретение диска с записями российских мультфильмов

II Этап. Практический. Работа с семьей (октябрь – апрель)

Мероприятия:

Модуль «Я – патриот»: Целевая прогулка «Мой город». Разучивание стихотворений о городе. Игровая ситуация «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в своем городе?» (рисование). Беседа: «Что такое хорошо, что такое плохо» (о безопасном поведении на улицах города). Чтение произведений писателей города, края. Беседы: «Родной край» «Традиции и быт». Экскурсия в «Сквер Победы». Анкета для родителей «Патриотическое воспитание. Это важно?». Рассказ родителей «Как прошло мое детство в этом городе».

Модуль «Я – человек труда»: Дежурство в уголке природы, во время занятий, по столовой. Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок от игр. Родительское собрание (круглый стол) «Воспитание трудовых навыков у детей старшей группы». Создание альбома «Профессии наших родителей».

Модуль «Я – человек культуры»: Рисование: «Моя семья», «Мой город», «Мир, в котором я живу», «Флаг Пермского края», «Люблю березу русскую», «Щит моей семьи», «Спасская башня», «Животные и птицы Пермского края», «Матрешка», «Зима в городе». Конструирование: «Дома на нашей улице», «Спасская башня», «Машины», «Микрорайон города». Аппликация: «Разные дома на моей улице», «Герб города Верещагино», «Балалайка», «Открытки для ветеранов», «Цветы для возложения к памятнику». Лепка: «Животные нашего леса», «Зимующие птицы», «Пограничник с собакой». Прослушивание гимна РФ, слушание народных песен. Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду», «Верный друг», разучивание песен «Маленький детский сад», «Детский сад». Дидактические игры: «Народные промыслы», «Сложи узор», «Рукодельница», «Наряди матрешку», «Русские узоры», «Чудо узоры». Спортивный праздник для детей и родителей «Богатыри земли русской». Создание альбома «Народные промыслы».

Модуль «Я и мои друзья»: Сюжетно-ролевые игры: «Мамины помощницы», «Светофор», «Автобус» «Почта», «Библиотека», «Путешествие по улицам города Верещагино». Экскурсия в библиотеку (знакомство) и музей (правила поведения в общественных местах), «Виртуальная экскурсия по Пермскому краю», «Виртуальная экскурсия по Москве». Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота». Создание видеоролика «Мой город – Верещагино». Создание видеоролика «Традиции моей семьи» (национальные).

Модуль «Я – любознайка»: Составление рассказов на тему: «У нас дружная семья», «Что у нас во дворе», «Моя бабушка и мой дедушка». Рассматривание иллюстраций, фотографий: с изображением зданий разного назначения, памятников, улиц. Народных промыслов, народной одежды (русский, татарский, удмуртский, коми – пермяцкий, башкирский). Д/и «Улица, на которой я живу», «Растительный и животный мир Пермского края». «Наша Родина», «Что откуда, почему?», «Времена года. Праздники», «Путешествие по городу». Беседа «История моего города», «Герои-труженики», «Герои Верещагины ВОВ». Презентации «Символы России», «Мой Пермский край – любимый край», «Национальная одежда». Создание фотоальбома «Достопримечательности нашего города». Детско – родительский тренинг «Мама – рядом, папа – рядом, что еще для счастья надо». Конкурс «Герб моей семьи».

Модуль «Я и мое здоровье»: Комплекс оздоровительных гимнастик (Утренняя гимнастика (в зале или на улице), пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика). Подвижные игры: «Змейка – папа, змейка – мама, змейка вся моя семья». «Снайперы». «Мы веселые ребята» и другие. Хороводные и народные игры: «Каравай», «Дружба», «Ремешок», «Плетень», «Ходит Ваня», «Гуси-лебеди», «Карусель», «Гори, гори ясно». «Сбей папаху», «Иголка, нитка, узелок», «Ручеёк». «Передай подкову», «Колпачок» и другие.

Соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья». Поход в осенний лес. Поход в зимний лес.

III Этап. Заключительный. (май)

Мероприятия:

Концерт «С чего начинается Родина» (исполнение песен, стихов, просмотр видеороликов в исполнении детей, родителей и педагогов).

Квест – игра для детей и родителей «Моя Родина».

Анкетирование для родителей.

«Патриотическое воспитание ребенка».

Результат реализации проекта:

  • Дети владеют элементарной информацией о семье;
  • У детей сформировано бережное и заботливое отношение к родной природе края, России;
  • Дети знают знаменитых людей, родного города, края, России;
  • Дети испытывают желание продолжать знакомство с людьми разных национальностей, их культурой и обычаями;
  • Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Список литературы

  1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р. С. Буре – «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011 – (Библиотека воспитателя (Мозаика – Синтез))

2.Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильево М.А.От рождения до школы (основная образовательная программа дошкольного образования). -М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017

  1. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию /Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.

4.Федотова А. М. Пермский край – мой родной край: Пособие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. – Пермь: «Книжный мир», 2001. – 320с. 1.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь