Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем

0
1049

Быкова Светлана Викторовна
воспитатель
МБДОУ № 96 детский сад “Калинка” корпус 2
города Улан-Удэ

 

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем

 

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка научно обоснованных, инновационных подходов к проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. Это является составной частью целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Неслучайно проблема патриотического воспитания выведена на уровень государства. Были разработаны: государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», программа духовно- нравственного воспитания детей и молодежи. Актуальность задачи отражена во ФГОС ДО.

В нашем детском саду реализуется программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мы родом из Бурятии», ориентированная на воспитанников ДОУ. Одним из направлений подпрограммы является музейная педагогика.

материалы в печатный сборник 

Музей является хранилищем культурного наследия человечества, произведений искусства, поэтому он обладает огромным потенциалом в деле воспитания и образования детей.

Мы используем эту форму работы с детьми 4 года. На базе сада был организован музей, в который вошли передвижные мини-музеи (интерактивные экспозиции), созданные педагогами совместно с родителями : «Бурятское подворье», «Русская игрушка – Матрешка», «Былинные Богатыри», «Байкал- жемчужина Сибири» и др. Музей приглашает детей, родителей и педагогов в путешествие по тропинкам, ведущих в мир Родного края. Тематика мини-музеев направлена на знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, формированию нравственных ценностей и воспитанию патриотизма дошкольников.

Расположен музей в отдельной небольшой комнате, где размещены макеты озера Байкал, бурятской юрты и русской избы, предметы быта, посуда, представлены народные промыслы бурятского и русского народов.

В нашем интерактивном музее есть постоянные выставки, например, «Куклы в национальных костюмах». Наряду с ними существуют временные экспозиции, такие как «Чудо пуговица», «Мандала», «Бабушкин самовар». Так же существуют и кратковременные «экспресс-экспозиции». Например, в мини-музее «Бурятское подворье» были организованы экспозиции: «Бурятская юрта», «Кукла в национальном бурятском костюме».

Есть у нас и специально подобранная аудиотека. Посетители могут послушать бурятские и русские мелодии, песни, сказки в зависимости от темы экскурсии.

Совместными усилиями были созданы развивающие лэпбуки,  помогающие детям узнавать новое о родном крае: «Береги Байкал», «Сагаалган». Важная особенность нашего музея и интерактивных экспозиций – общение и совместное участие в их создании детей, родителей и педагогов.

В настоящих музеях трогать экспонаты руками нельзя, а в мини-музеях групп и музее ДОУ – можно! Экспонаты подобраны таким образом, что посетители  во время экскурсии  могут их потрогать, подержать в руках. Для маленьких детей это особенно важно, так как тактильные ощущения у них все-таки стоят на первом месте.

Важное место в работе музея занимают игры-экскурсии. Как только дети начинают посещать музей, носителем познаний становится экскурсовод.

Развитие метода музейной педагогики и наличие в ДОУ музея вызвала необходимость подготовки юных экскурсоводов.

Как руководитель кружка по развитию связной речи дошкольников «Говоруши», я решила заняться подготовкой детей к проведению экскурсий. Старшие дошкольники не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно начинают проводить экскурсии для своих сверстников, для детей младших групп, родителей и гостей. Это формирует у воспитанников навыки общения с аудиторией, культуру поведения в музеях, развивает литературную, логическую речь, находчивость, умение оперативно отвечать на вопросы и грамотно ставить их перед слушателями. Увлекательные экскурсии в мир музея вызывают интерес к историческому прошлому, воспитывают любовь к малой Родине.

Подготовку экскурсоводов разделила на три этапа:

1 этап

  • Рассматривание картин, беседы о профессии экскурсовода.
  • Посещение детьми городского музея. Беседа о работе экскурсовода по следам экскурсии.
  • Экскурсия в интерактивный музей ДОУ.

2 этап – подготовка детей – экскурсоводов.

  • Рассматривание экспонатов. Накопление словаря, в том числе терминов, обучение правильному произношению слов.
  • Составление плана экскурсии. Выбор стихов, загадок.
  • Практическое усвоение хода экскурсии, работа над выразительностью,

темпом речи.

  1. Заключительный этап.

Совершенствование полученных знаний детьми-экскурсоводами в мини – музеях ДОУ.

  • Экскурсии с опорой на помощь воспитателя.
  • Самостоятельные экскурсии детских экскурсоводов для детей

разных возрастных групп.

  • Самостоятельные экскурсии для родителей, сотрудников, гостей ДОУ.

В настоящее время мы находимся на 3 этапе. Дети уже проводят экскурсии с помощью воспитателя, набираются опыта для проведения самостоятельных экскурсий.

Обучение детей – экскурсоводов уже дает положительные результаты. У воспитанников улучшается внимание, восприятие, наблюдательность, речь, формируется широкий кругозор.

Результатом всей работы можно будет считать то, что практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного посетителям музея. Со временем эту работу будут продолжать младшие воспитанники, обучаясь у старших.

Помимо подготовки экскурсоводов, провожу разнообразную работу по формированию нравственных качеств у детей своей старшей возрастной группы, включая в этот процесс родителей воспитанников:

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников;

-выставки совместного творчества.

-проведение совместных мероприятий, на которых родители не только зрители, но и активные участники.

На занятиях по художественному творчеству знакомлю детей с народно-прикладным искусством, традициями народов нашей многонациональной страны. Дети моей группы участвуют в традиционных народных   праздниках, проводимых в ДОУ: «Сагаалган», «Масленица» и др.

В течение года рассказываю детям о православных праздниках, знакомлю детей с республикой Бурятией, обычаями и традициями родного края.

Доведение до сознания родителей воспитанников важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Родители охотно откликаются на участие в различных  конкурсах, мероприятиях детского сада, проявляют  интерес и собственную инициативу.

Сама постоянно участвую в различных конкурсах и акциях, показывая детям наглядный пример. Это участие в велопробеге, посвященному Дню Победы, вместе с воспитанниками каждый год участвуем в акции «Бессмертный полк»,  готовим подарки для ветеранов и т.д.

Несколько лет подряд являюсь участником городского поэтического конкурса стихов собственного сочинения: «О природе с любовью», «Давайте делать добрые дела», где не раз мои стихи являлись лучшими. Своим творчеством я пытаюсь донести важность воспитания патриотических чувств с самого раннего детства.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность детского сада и семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.

Список литературы:

  1. И. И. Наседкина, Р. М. Абрамова «Здравствуй, русская сторонка» (ООП «Тропинки под ред. В.Т. Кудрявцева)
  2. Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы родом из Бурятии» МБДОУ № 96 детский сад «Калинка» г.Улан-Удэ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь