Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем

0
948

Быкова Светлана Викторовна
воспитатель
МБДОУ № 96 детский сад “Калинка” корпус 2
города Улан-Удэ

 

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем

 

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка научно обоснованных, инновационных подходов к проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. Это является составной частью целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Неслучайно проблема патриотического воспитания выведена на уровень государства. Были разработаны: государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», программа духовно- нравственного воспитания детей и молодежи. Актуальность задачи отражена во ФГОС ДО.

В нашем детском саду реализуется программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мы родом из Бурятии», ориентированная на воспитанников ДОУ. Одним из направлений подпрограммы является музейная педагогика.

Рекламное сообщение     

Музей является хранилищем культурного наследия человечества, произведений искусства, поэтому он обладает огромным потенциалом в деле воспитания и образования детей.

Мы используем эту форму работы с детьми 4 года. На базе сада был организован музей, в который вошли передвижные мини-музеи (интерактивные экспозиции), созданные педагогами совместно с родителями : «Бурятское подворье», «Русская игрушка – Матрешка», «Былинные Богатыри», «Байкал- жемчужина Сибири» и др. Музей приглашает детей, родителей и педагогов в путешествие по тропинкам, ведущих в мир Родного края. Тематика мини-музеев направлена на знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, формированию нравственных ценностей и воспитанию патриотизма дошкольников.

Расположен музей в отдельной небольшой комнате, где размещены макеты озера Байкал, бурятской юрты и русской избы, предметы быта, посуда, представлены народные промыслы бурятского и русского народов.

В нашем интерактивном музее есть постоянные выставки, например, «Куклы в национальных костюмах». Наряду с ними существуют временные экспозиции, такие как «Чудо пуговица», «Мандала», «Бабушкин самовар». Так же существуют и кратковременные «экспресс-экспозиции». Например, в мини-музее «Бурятское подворье» были организованы экспозиции: «Бурятская юрта», «Кукла в национальном бурятском костюме».

Есть у нас и специально подобранная аудиотека. Посетители могут послушать бурятские и русские мелодии, песни, сказки в зависимости от темы экскурсии.

Совместными усилиями были созданы развивающие лэпбуки,  помогающие детям узнавать новое о родном крае: «Береги Байкал», «Сагаалган». Важная особенность нашего музея и интерактивных экспозиций – общение и совместное участие в их создании детей, родителей и педагогов.

В настоящих музеях трогать экспонаты руками нельзя, а в мини-музеях групп и музее ДОУ – можно! Экспонаты подобраны таким образом, что посетители  во время экскурсии  могут их потрогать, подержать в руках. Для маленьких детей это особенно важно, так как тактильные ощущения у них все-таки стоят на первом месте.

Важное место в работе музея занимают игры-экскурсии. Как только дети начинают посещать музей, носителем познаний становится экскурсовод.

Развитие метода музейной педагогики и наличие в ДОУ музея вызвала необходимость подготовки юных экскурсоводов.

Как руководитель кружка по развитию связной речи дошкольников «Говоруши», я решила заняться подготовкой детей к проведению экскурсий. Старшие дошкольники не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно начинают проводить экскурсии для своих сверстников, для детей младших групп, родителей и гостей. Это формирует у воспитанников навыки общения с аудиторией, культуру поведения в музеях, развивает литературную, логическую речь, находчивость, умение оперативно отвечать на вопросы и грамотно ставить их перед слушателями. Увлекательные экскурсии в мир музея вызывают интерес к историческому прошлому, воспитывают любовь к малой Родине.

Подготовку экскурсоводов разделила на три этапа:

1 этап

  • Рассматривание картин, беседы о профессии экскурсовода.
  • Посещение детьми городского музея. Беседа о работе экскурсовода по следам экскурсии.
  • Экскурсия в интерактивный музей ДОУ.

2 этап – подготовка детей – экскурсоводов.

  • Рассматривание экспонатов. Накопление словаря, в том числе терминов, обучение правильному произношению слов.
  • Составление плана экскурсии. Выбор стихов, загадок.
  • Практическое усвоение хода экскурсии, работа над выразительностью,

темпом речи.

  1. Заключительный этап.

Совершенствование полученных знаний детьми-экскурсоводами в мини – музеях ДОУ.

  • Экскурсии с опорой на помощь воспитателя.
  • Самостоятельные экскурсии детских экскурсоводов для детей

разных возрастных групп.

  • Самостоятельные экскурсии для родителей, сотрудников, гостей ДОУ.

В настоящее время мы находимся на 3 этапе. Дети уже проводят экскурсии с помощью воспитателя, набираются опыта для проведения самостоятельных экскурсий.

Обучение детей – экскурсоводов уже дает положительные результаты. У воспитанников улучшается внимание, восприятие, наблюдательность, речь, формируется широкий кругозор.

Результатом всей работы можно будет считать то, что практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного посетителям музея. Со временем эту работу будут продолжать младшие воспитанники, обучаясь у старших.

Помимо подготовки экскурсоводов, провожу разнообразную работу по формированию нравственных качеств у детей своей старшей возрастной группы, включая в этот процесс родителей воспитанников:

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников;

-выставки совместного творчества.

-проведение совместных мероприятий, на которых родители не только зрители, но и активные участники.

На занятиях по художественному творчеству знакомлю детей с народно-прикладным искусством, традициями народов нашей многонациональной страны. Дети моей группы участвуют в традиционных народных   праздниках, проводимых в ДОУ: «Сагаалган», «Масленица» и др.

В течение года рассказываю детям о православных праздниках, знакомлю детей с республикой Бурятией, обычаями и традициями родного края.

Доведение до сознания родителей воспитанников важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Родители охотно откликаются на участие в различных  конкурсах, мероприятиях детского сада, проявляют  интерес и собственную инициативу.

Сама постоянно участвую в различных конкурсах и акциях, показывая детям наглядный пример. Это участие в велопробеге, посвященному Дню Победы, вместе с воспитанниками каждый год участвуем в акции «Бессмертный полк»,  готовим подарки для ветеранов и т.д.

Несколько лет подряд являюсь участником городского поэтического конкурса стихов собственного сочинения: «О природе с любовью», «Давайте делать добрые дела», где не раз мои стихи являлись лучшими. Своим творчеством я пытаюсь донести важность воспитания патриотических чувств с самого раннего детства.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность детского сада и семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.

Список литературы:

  1. И. И. Наседкина, Р. М. Абрамова «Здравствуй, русская сторонка» (ООП «Тропинки под ред. В.Т. Кудрявцева)
  2. Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы родом из Бурятии» МБДОУ № 96 детский сад «Калинка» г.Улан-Удэ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь