Богатикова Татьяна Васильевна
Волкова Татьяна Михайловна
воспитатели
МБДОУ ДС№57 «Радуга»
Старооскольского городского округа
Материал представлен на конкурс “В гости к Царице Арифметике”
Презентация системы работы по формированию математических представлений у старших дошкольников
«Страна Заниматика»
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной инициативы становится чрезвычайно актуальной в современных условиях и является одной из важнейших задач в развитии ребенка.
Слайд
Наш опыт работы с детьми дает основание полагать, что развитие детской инициативности в старшем дошкольном возрасте осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Важным средством формирования познавательной инициативности в данном случае выступают занимательные математические игры.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает занимательную игру важным средством формирования инициативности у детей старшего дошкольного возраста.
Были созданы определенные условия для решения вышеназванных задач:
- Необходимая предметно-пространственная развивающая среда, насыщение ее занимательными математическими играми, направленными на формирование познавательной детской инициативности.
- Использование занимательных математических игр, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.
слайд
В группе были созданы условия для игровой деятельности, отведено специальное место, оснащенное играми, пособиями, обеспечен свободный доступ детей к находящимся там материалам. Тем самым детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
слайд
Для центра занимательной математики – игротеки, были подобраны игры различной степени сложности, они были как покупные, так и сделанные своими руками:
слайд
- игры на перестановку фигур («Поменяй местами», «Сделай также»);
- на нахождение пути следования, признаков сходства и отличия
«Лабиринты», «Найди дорожку», «Чем похожи, чем отличаются»), - на составление фигуры из отдельных частей («Сложи квадрат», «Собери сервиз», «Танграм», объёмных фигур «Куб-хамелеон», «Уголки»).
- логические задачи на поиск недостающих фигур («Продолжи ряд», «Найди фигуру»)
слайд
- игры на умение выявлять и абстрагировать в предметах свойства по блокам Дьенеша, а также на развитие способности к замещению, моделированию свойств – логические карточки, кубики с разрешающими и запрещающими свойствами,
- задания на смекалку со счетными палочками;
- палочки Кюизенера, которые позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними;
- игра «Сложи узор» и др.
слайд
К созданию центра занимательной математики были привлечены родители. Каждой семье педагогом подобрана такая математическая игра, которую бы они смогли сделать своими руками в домашних условиях совместно со своими детьми.
слайд
Занимательные математические игры использовались в различных видах образовательной деятельности:
- непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми,
- совместной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов,
- самостоятельной деятельности детей,
- образовательной деятельности в семье.
Занимательные математические игры увлекают, открывают эффективные пути активизации умственной деятельности, способствуют организации общения детей между собой и педагогом, учат элементам логики, классификации, способам сравнения, группировке предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению.
слайд
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок, дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами.
Занимательный математический материал, которым мы пользуемся, условно разделили на четыре основные группы: игры-развлечения, логические задачи и игры, развивающие игры, логико-математические игры. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
слайд
В качестве математических развлечений используем
- Ребусы. Ребусы – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
- Задачи-шутки. Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора.
- Загадки. Загадки – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Для детей, этот вид материала является самым ярким и интересным, причем не зависимо от их возраста.
- Лабиринты. Лабиринты – упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки.
Они интересны по содержанию и занимательны по форме, отличаются необычностью решения.
В них анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.
слайд
Среди математических развлечений особое место в нашей работе занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют части разрезной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они очень интересны детям. Детей увлекает результат – составить увиденное по образцу или задуманное. Это игры «Танграм», «Пифагор», «Калумбово яйцо», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Пентамино» и др. Игры просты в изготовлении.
Для всех этих игр действует правило: при составлении фигур использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель – сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, – которая увлекает его.
слайд
Большое внимание мы уделяем развивающим играм: блоки Дъенеша, цветные палочки Кюйзенера, «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кубик Рубика», тетрис, выполнению творческих заданий, придумыванию новых логических задач. Постановка перед детьми таких заданий как:
- придумай свое;
- составь что-нибудь интересное, новое
стимулирует их инициативность.
слайд
Игры математического содержания помогают развивать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность.
Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи – все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Благодаря разнообразию и постоянству использования игрового занимательного математического материала, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к математической деятельности. Поэтому, экспериментируйте, заинтересовывайте, удивляйте, делайте успешными своих детей.
Список литературы
- В.П. Новикова –Математика –это интересно. Игровые ситуации. М.: «Мозаика-Синтез» , 2000.
- З. А. Михайлова –Математическое развитие дошкольников. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2008.
- Е. В. Карпова – Игровые занимательные задачи для дошкольников. Ярославль: «Академия развития», 1997.
- З. А. Михайлова – Чего на свете не бывает? Москва: «Просвещение», 1990.
- О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева –Дидактические игры – занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов. Москва: «Просвещение», 1991.
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж 2007г
Отличный материал! Спасибо!
Меня смущает слово “система”. Ведь система-это очень глобальное понятие. Скорее всего это педагогическая технология- специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.