Математическое путешествие по Стране башкирских сказок

Галяува Ирина Тагирьяновна
воспитатель по МР
МАДОУ ДС № 16 «Родничок»
г. Янаул РБ

II Всероссийский конкурс по духовно-нравственному воспитанию «Моя малая Родина»

Конспект НОД
Математическое путешествие по Стране башкирских сказок

 

  • Образовательная область: Познание
  • Раздел: ФЭМП
  • Интеграция: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.
Задачи:
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах
• Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
• Закрепить знание количественного и порядкового счета, умение распознавать цифры до 3 и соотносить их с количеством предметов
• Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
• Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Оборудование:
«Ковёр-самолёт», геометрические фигуры – «заплатки», карточки с цифрами, дорожки разной длины, угощения.

Рекламное сообщение

Ход занятия.
Организационный момент.
Хаумы, кояш
Хаумы, якты кон
Хаумыгыгз кунактар
Хаумыгыгз балалар
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости – поздороваемся с ними.
Дети здороваются.

Организационный момент:
– Здравствуй, солнце золотое,
– Здравствуй, небо голубое,
– Здравствуй, вольный ветерок,
– Здравствуй, маленький дубок.
Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребята, я очень люблю играть на народном башкирском инструменте. А как он называется? (Курай) А из чего его делают? (Из растения). У меня в руке только стебель от цветка, подул ветер и лепестки разлетелись. Поможете найти их? (да)
Сейчас мы с вами отправляемся в интересное увлекательное математическое путешествие по «Стране башкирских сказок». Но на чем же мы туда отправимся?
Дети: на самолете, на поезде
В: Ребята, есть у меня волшебный «ковер-самолет». Предлагаю нам отправиться в путешествие на нем.

Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур.
В: Ой, ребята, а ковер-то у нас оказался дырявый и теперь мы не сможем отправиться на нем путешествовать. Видимо, это мышка прогрызла наш «ковер-самолет». Посмотрите – дыры необычной формы, мышка прогрызла их в форме геометрических фигур. Давайте отремонтируем «ковер-самолет» – поставим заплатки.
Дети «латают» дыры в «ковре-самолете» с помощью геометрических фигур (достают их из корзины).
Воспитатель: Вы справились с заданием! Теперь наш ковер-самолет точно полетит! «Все на борт!» Устраивайтесь поудобнее. Закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова.

С вами мы уже в полёте.
На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключиться?
Сядем мы вот в этом месте –
Будет очень интересно! («Гул самолета»)

Воспитатель: Вот и прилетели! Ой, на нашем пути препятствие – топкое болото. Посмотрите: кажется, что это просто зелёная поляна, но если оступиться или неправильно выбрать дорожку, то можно завязнуть в болоте. Нам нужно выбрать подходящую дорожку. Как узнать, какая дорожка нам подходит? Какая дорожка самая длинная и широкая? Какая короткая и узкая? Каким способом мы можем сравнить их? (Приложив их одну к другой) А как еще можно сравнить дорожки по размеру и величине? (Наложить их одну на другую). Какая именно дорожка нам подходит? (Длинная и широкая, потому что нас много) Молодцы! Вот мы и прошли через болото по длинной и широкой дорожке.

Ой, смотрите, кто это летит? (Пчела).
За нашу смелость пчела преподнесла нам один из лепестков цветка курая. Давайте прикрепим его к стеблю.

Разворачиваем наш ковер-самолет. Закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова. Полетели!
С вами мы уже в полёте.
На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключиться?
Сядем мы вот в этом месте –
Будет очень интересно! («Гул самолета»)
Звучит мелодия «сказочная».
Воспитатель: Приземляемся! Ребята, как здесь красиво! А вот и чей-то домик, какой он интересный. Садитесь на стульчики, внимательно рассмотрим его. Какую фигуру напоминает вам крыша домика? Какого цвета она? (Ответы детей) А какую фигуру напоминают стены, окна? (Квадрат) Правильно! Интересно, а кто живет в этом домике? (Убырлы ҡарсыҡ) Ага, тут лежит какое-то письмо. Прочитаем его! (читают письмо: «Вы только тогда пройдёте мимо моего дома, когда правильно решите мои задачи»). Очень интересно! Убырлы kарсыk решила проверить нашу смекалку!

Задача первая: На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе? (Ни одного)
Вторая: Сколько концов у палки? (Два конца)
Третья задача: Сколько ушей у трех мышей? (Шесть)
Четвертая: У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (Четыре)
Пятая: Сколько хвостов у пяти котов? (Пять)
И последняя, шестая задача: Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все знаете! Вот и наша пчелка летит к нам с еще одним лепесточком цветка курая!

Воспитатель: Продолжим наш полет! Закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова. Начинаем полёт!
С вами мы уже в полёте.
На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключиться?
Сядем мы вот в этом месте –
Будет очень интересно! («Гул самолета»)
Воспитатель: И снова мы с вами оказались в сказке! Предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Юрта». Нам нужно условно разделиться на четыре группы. (Делит детей на подгруппы) Запомните друг друга. Мы встаем в большой круг и будем водить хоровод, взявшись за руки. Как только музыка заканчивается, группы бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Ребята, вы должны быть очень внимательными!
(Под музыку дети выполняют разные движения со словами).

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием справились! Пчелка подарила нам еще один Лепесток цветка курая! Прикрепим его на свое место!

Воспитатель: Вернемся к нашему ковру-самолету! Ну, закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова. Продолжаем наше путешествие.
С вами мы уже в полёте.
На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключиться?
Сядем мы вот в этом месте –
Будет очень интересно! («Гул самолета»)

Воспитатель: Приземляемся! Рассаживайтесь по стульям. Сейчас я расскажу вам отрывок из сказки, а вы попробуйте отгадать в какой сказке мы оказались: «Медведь обожал мед, без меда не мог прожить ни дня. Однажды в лес пришел человек, увидел медведя, пожирающего мед, и решил его проучить. С тех пор у медведя хвост короткий». Как называется сказка? («Медведь и пчелы»)
Воспитатель: Посмотрите на экран. Что изображено на экране? (Дерево) Правильно! В самом центре экрана мы с вами видим изображение дерева. А где на экране расположены пчелы? Где расположены ульи? Где на экране расположен медведь? А где солнце? (Ответы детей)

Воспитатель: Вот и наша пчелка летит с лепесточком! Значит, мы справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, а где живут пчелы? (В ульях). Да, правильно. Предлагаю разделиться на 2 команды и пройти за столы. 1 ряд – это первая команда, 2 ряд – вторая команда. Вам надо построить ульи для пчел из геометрических фигур. Видите, все фигуры перепутаны. По каким признакам можно разделить эти фигуры? И на какие группы их можно разделить? (По цвету, по форме, по размеру)
В. Какой формы крыша улья? (Крыша треугольная).
В. Почему вы так думаете? (У треугольника три угла и три стороны.)
(И т.д. по другим геометрическим фигурам).

Воспитатель: Молодцы, ребята! И снова наша пчелка летит к нам!

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по башкирским сказкам! Закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова.
С вами мы уже в полёте.
На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключиться?
Сядем мы вот в этом месте –
Будет очень интересно! («Гул самолета»)
Воспитатель: Мы с вами попали в следующую сказку. А в какую, попробуем угадать. Я прочитаю отрывок, а вы слушайте внимательно: «Летом, когда старик со старухой косили жниво, ребенок спал под телегой. Вдруг, откуда не возьмись, появился волк, схватил зубами младенца и убежал. А тем временем пес, который охранял ребенка, спал.» Ребята, из какой сказки отрывок? («Харыбай»)
Воспитатель: Харыбай – старый пес, он только и делает, что ест и спит. Наша задача – разбудить Харыбая, чтобы он прогнал волка. А разбудить его нам помогут ваши знания. Теперь рассаживаемся за столы. На столах, перед каждым из вас лежат карточки с примерами, в которых пропущены математические знаки «+» или «-». Расставьте их.
3 … 1 = 2 4 … 1 = 5 7 … 1 = 6
8 … 1 = 9 9 … 2 = 7 5 … 2 = 3
8 … 2 = 10 7 … 2 = 9 5 … 5 = 10

Воспитатель: Какие вы все молодцы! И с этим заданием тоже справились! Разбудили Харыбая и спасли младенца от волка. Получаем еще один лепесток цветка курая!
Воспитатель: Продолжим наше путешествие! Закрывайте глаза.
С вами мы уже в полёте.
На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключиться?
Сядем мы вот в этом месте –
Будет очень интересно! («Гул самолета»)

Воспитатель: Интересно, в какой сказке мы приземлились в этот раз? Снова я зачитаю для вас отрывок из сказки, а вы слушайте внимательно: «Жили – были дед с бабкой и была у них дочь по имени Айхылу. Она каждый день по утру ходила за водой к роднику, бьющему из- под склона горы. Но вот однажды приходит Айхылу к роднику, смотрит, а родника нет. Загоревала девушка, расстроилась…» Как называется эта сказка? («Говорливый родник») Давайте поможем Айхылу отыскать нужную тропинку к роднику. Садимся за столы. Тут перед вами лежат листочки в клетку. Я буду подсказывать вам, а вы зарисовывайте дорожки на своих листах. Сначала тропинка была похожа на кривую линию, потом на прямую линию, а потом на ломаную.

Воспитатель: За то, что вы аккуратно выполнили задание, пчелка принесла нам следующий лепесток!

Воспитатель: Ребята, мы все задания выполнили, все лепестки цветка курая получили и сложили. Посмотрите, какой красивый цветок у нас получился! Расскажите мне где вы встречали это схематичное изображение цветка курая? (На гербе, на флаге Республики Башкортостан)


Воспитатель: Предлагаю сейчас вернуться из нашего путешествия по башкирским сказкам в наш детский сад нам.
Закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова.
С вами мы уже в полёте.
На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключиться?
Сядем мы вот в этом месте –
Будет очень интересно! («Гул самолета»)
(В это время заходит кураистка с кураем)

Воспитатель: Вот мы и оказались у себя в детском саду. Посмотрите кто это нас здесь встречает?
Гостья: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алия Рафаэловна. Пчелка принесла мне ваш цветок курая, из которого я смастерила музыкальный инструмент – курай. Я вам очень благодарна за это, вы молодцы! А теперь послушайте, как волшебно, дивно он звучит. (Играет на курае и дает детям потрогать)
– Понравилось вам звучание курая? Скажем спасибо Алие Рафаэловне и проводим ее.

Итог занятия:
Заключительная часть: Дети, вам понравилось путешествие по Стране Сказок?
– Вспомните, в каких сказках мы побывали?
Я думаю, вы, ребята, убедились, что математика – очень нужная, веселая и занимательная наука, она может пригодиться всегда и везде, в обычных и даже в совсем невероятных сказочных ситуациях. На сегодня наше путешествие в страну башкирских народных сказок окончено, но мы обязательно туда еще вернемся! Если вам понравилось наше путешествие, то возьмите из корзины красное яблоко, если было скучно и не интересно- возьмите зелёное яблоко.

 

 

 

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь