Влияние игры на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

0
121

Димчева Надежда Борисовна
педагог – психолог
Иванова Оксана Викторовна
инструктор по физической культуре
Потоцкая Светлана Викторовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа

 

Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»

 

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

 

Рекламное сообщение

Дошкольное детство достаточно емкий период в развитии личности, оно занимает временной отрезок от 3 до 6-7 лет. В данном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов: мышления, восприятия, памяти, речи, воображения и т.д. Ведущей деятельность в данном возрасте является – игра. Кроме того, рассматриваемый возраст – это возраст «почемучек», когда любопытство детей достигает своего апогея и нет предела его любознательности и вопросам. Словом, все важнейшие психические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.

Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью ребенка – дошкольника, что он большую часть времени играет, – дело прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.

Замечательный советский педагог А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».

В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один. Знакомят детей с доступными их пониманию явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, стремятся к тому, чтобы дети играли в такие игры, которые помогают наиболее продуктивно осуществить процесс социализации.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы. Первая группа – подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры с мячом, со скакалкой, пятнашки, прятки и т.д. Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания дошкольников; играя, дети учатся подчиняться правилам. Косвенным образом воспитываются навыки поведения в коллективе.

По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.

Ко второй группе относятся дидактические игры (лото, пирамидки, мозаика и т.д.). У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируются представления, развиваются такие познавательные психические процессы, как восприятие, память, мышление. Такие игры имеют большое значение, прежде всего для умственного развития ребенка, в том числе способствуют развитию творческого мышления.

Третью группу составляют наиболее типичные и вместе с тем важные для развития детей дошкольного возраста творческие ролевые игры.

(«Больница», «магазин», «школа», «строитель» и т.д.). В сюжетно – ролевой игре знание детей не только уточняются и расширяются, но и силу их неоднократного, практически – действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В нашем дошкольном учреждении старания педагогов нацелены на полноценную организацию игровой деятельности для воспитанников. Важным фактом является то, чтобы дети в летний оздоровительный период получили полноценное развитие, как физическое, так и умственное.

Список литературы:

  1. Белая, К.Ю., Сотникова, В.М. Разноцветные игры/ К.Ю. Белая, В.М. Сотникова. – М.: Линка-пресс, 2007. – 336 с.
  2. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России/ Т.Н. Доронова – М.: Линка-пресс, 2006. – 208 с.
  3. Пенькова, Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле: методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л.А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006. – 288 с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

 

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь