Воспитание у дошкольников патриотических чувств через знакомство с детским литературным наследием края

0
1293

Леденева Светлана Владимировна
Акулинина Наталья Юрьевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа

 

Воспитание у дошкольников патриотических чувств через знакомство с детским литературным наследием края

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание уделяется  социально-нравственному развитию детей дошкольного возраста, которое обеспечивает и  формирует у детей любовь к родному городу, Родине, культуре и обычаям своего народа.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.

Белгородчина – край, который славиться своими писателями , чьи имена и творчество известны всему читающему миру: Владимир Раевский, Николай Станкевич, Александр Никитенко, Николай Страхов, Надежда Кохановская (Соханская), Василий Ерошенко, Адриан Топоров, Арнольд Гессен, Филипп Наседкин. В Белгороде жило и живет большое количество писателей и поэтов, каждый из которых отдавал часть своей души людям, а в особенности детям. Они отзывались своими произведениями на все важнейшие вехи в истории нашей Родины, любовались родной природой, отражали в своих стихах человеческие чувства, эмоции.

Рекламное сообщение     

Литературное краеведение является важнейшим составляющим  компонентом образования дошкольников. Но в реальности,  краеведческая литература и литература «местных» писателей не в полной мере доходит до читателя-дошкольника, поэтому   знакомство  с детским литературным наследием края  призвано помочь раскрытию дошкольникам духа родной культуры и ближе познакомить с детскими местными авторами, их произведениями.

Любой край, город, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве.

 Педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, литературой, народными традициями, обычаями Белгородского края и свершениями знаменитых соотечественников,  возродить традиции семейного воспитания.

Дошкольники по-особому, трепетно воспринимают интересные занятия, подготовленные воспитателем по знакомству с писателями Белгородчины. Воспитатель предстает его в роли сказочника, волшебного и талантливого человека, живущего рядом с ним, или с его бабушкой в отдаленном городе или селе Белгородчины. Удивляет всё: и сам образ писателя, и возможность рассмотреть и полистать «свежие» книги. Как известно, удивление-это первый  путь в познание.

Детская литература в образе художественного слова первой приходит к малышу, он ощущает себя значимой частью  мира:

 вот мама- самая милая и красивая,

вот мой уютный двор, усеянный цветочным ковром,

 а вот мой «…красивый котик, это- глазки, это- ротик, это- ушки на макушке, это-лапочки мякушки…»(Ю.Макаров),

а у прабабушки «заупрямился теленок, мне букварь  ваш ни к чему, алфавит учу с пеленок, а запомнил только «МУ» (В.Колесник).

О природе родного края, любви к братьям нашим меньшим повествуют произведения Юрия Макарова. Эта тема -одна из самых привлекательных для детей, и ему удается убедительно, ярко, в чистых красках описать окружающий мир растений, животных, птиц , а это может сделать только настоящий знаток, имеющий за плечами «ветеринарский рюкзачок» с заметками, прибаутками.

Владимир Молчанов еще один известный писатель Белгородчины, который пишет добрые, мелодичные стихи. На его стихи написаны детские песенки.

 Любовь к большой и малой Родине – вот основная линия литературного творчества В. Молчанова:

«Детство…Цветы…Лужайка…, в звонкой душе светло.

Новая Таволжанка –так называют село.

Стая гусей домашних у золотой межи,

И васильков всегдашних синий огонь во ржи»

«Из Донца всходит солнышко алое, над Осколом поет соловей.

Белгородчина – Родина малая, здесь начало России моей»

Владислав Мефодьевич Шаповалов –наш «белгородский Шукшин», «признанный мастер» прозы для детей, участник Великой Отечественной войны, книгоиздатель, главный редактор журнала писателей Белгородчины «Звонница». За внешней веселостью его произведений скрываются серьёзные размышления писателя о жизни человека, о животных, о природе, становящиеся гимном гуманной жизни, бережному отношению к природе, каждому ее воплощению – будь то животное, насекомое, птица или человек, но именно эти размышления помогают детям получить важные уроки сочувствия и сопереживания, ответственности, смелости и человечности: «Старый букварь», «Дедушкины вечера», «Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек» и др.

    Валерий Черкесов – автор поэтических сборников и книг документальной прозы,  ответственный за выпуск газеты для детей «Большая переменка», обозреватель газеты «Смена», и руководитель Центра развития детского литературного творчества. Его сборники: «Проталинки», «Сказки бывают разные»,  «Белогорье –мое вдохновенье», «Твое слово о подвиге» и другие – «непохожие» стихи и проза.

Полюбившиеся детям рассказы цикла «Аленкины удивленки», «Анютины встречи», необычный сборник стихов «Птицеслов» (в этом сборнике  стихотворения о птицах на каждую букву алфавита!), «Зверослов», «Музыкальный птицеслов» учат любви к своему краю, его неброской, но искренней красоте.

Зайчишки, ежата, воробьишки, ящерки, аисты-белокрылки- не просто составляющие мира природы, а неотъемлемая часть счастливого детства ребенка.

Приятно, что в современном информационном мире жестокости и насилия у наших детей есть островок доброты, тепла, сострадания слабому, готовности прийти на помощь другу.

Дошкольники должны знать  об авторах, прославляющих родной край, рассказывающих о  значимых событиях Белгородской области, о его  удивительном многообразии  в природе, о значимости человека труда, о  семье, семейных традициях и традициях края, о радостном детстве, полном тайн, открытий, увлечений,удивлений.

Полистав не один раз книги о Белгородчине, даже малыш покажет пальчиком Корочанское яблоко, Алексеевский подсолнух, Вейделевские воронцы и др., а в старшем дошкольном возрасте покажет и  с гордостью расскажет о Прохоровском поле, о семи чудесах Белгородчины и т.п.

Знакомясь  с произведениями белгородских авторов, дошкольник с особым уважением будет относиться к родному Белогорью, станет, гордиться талантливыми людьми и просто будет радоваться добрым разноцветным стихам и сказкам, несущим «тепло родной земли», которое всегда придает особой искренности, защищенности, силы.

Список использованной литературы:

  1. Тихомирова Е.А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента ФГОСа
  2. Казакова Ирина Анатольевна. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы
  3. Александр Жихов.Белгородские писатели пишут для детей. Статьи к юбилеям белгородских писателей.  «А-фишка», онлайн -журнал
  4. Белгородоведение:парциальная программа для дошкольного образования / Т.М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О.А. Брыткова, Я.Н. Колесникова, В.В. Лепетюха. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь