ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0
171

Каплюченко Любовь Викторовна
Ченских Марина Ивановна
Гончарова Олеся Сергеевна
воспитатели,
МБДОУ «Федосеевский детский сад
общеразвивающего вида «Яблочко»
Старооскольского городского округа

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дошкольное детство, несомненно, является важнейшим периодом становления личности человека. По мнению ведущих педагогов, в это время закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем их мире, обществе и культуре.

Патриотическое воспитание детей является одним из ключевых и важных задач дошкольного учреждения. Любовь к Отечеству многогранно и всесторонне по содержанию. Это и ощущение единения с окружающим миром, и привязанность к родным местам, и, естественно, гордость за свой народ.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанным глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.[3, с.97]

Рекламное сообщение

Таким образом, формирование патриотических чувств дошкольников происходит в процессе совместной деятельности взрослых и детей, которая предоставляет возможность получить новые знания. Поэтому, чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную сферу. Это, без всякого сомнения, должны быть такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, назидательными, а естественно наполняли его мировоззрение содержанием. Следовательно, именно проектная деятельность в работе с детьми является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Таким образом, знания, приобретаемые дошкольниками в процессе работы над проектом, переходят в стадию персональной собственности для каждого из детей.

Итак, проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребёнка и взрослого и базируется на следующих принципах.

1.Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным.

Другими словами, проектная деятельность возникает только тогда, когда ребёнок видит проблему и задумывается над её решением. Действия дошкольника попадают в зону ближайшего развития: с одной стороны, это новый опыт для него, а с другой, он не сможет реализовать свой замысел без участия взрослого.

  1. Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребёнка в пространстве возможного.

Иначе говоря, в ходе продуктивной деятельности взрослый предлагает образец и задаёт алгоритм действия ребёнка. В процессе проектной деятельности малыш оказывается перед проблемой, требующей решения. Естественно, для этого он исследует различные варианты решения  и выбирает наиболее оптимальный. При этом важно не просто выбрать один вариант, а обсудить возможные варианты, их эффективность и только потом решить, что именно нужно сделать.

  1. Проектная деятельность опирается на субъектность ребёнка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.

Субъектность ребёнка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности. Так, малыш может высказать оригинальную идею либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребёнка. Если высказывание ребёнка получит поддержку, появится новое пространство для творческой деятельности. Согласитесь, поддержав инициативу ребёнка, педагог даёт ему позитивный опыт высказывания.

  1. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребёнка, но и реализацию его смыслов.

Если ребёнок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него чем-то значима. Поэтому прежде чем приступать к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребёнка. Малышу важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.

  1. Проектная деятельность имеет адресный характер.

Поскольку в проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.[1, с. 5]

Проектная деятельность, как отмечалось выше, позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы чётко не заданы, не определены. В этом  случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребёнок попадают в ситуацию неопределённости. Технология проектной деятельности ориентирована на исследование как можно большего количества заложенных в ситуации возможностей. Она развивает творческие способности дошкольников, помогает ребёнку почувствовать себя полноправным участником событий, помогает самому педагогу развиваться как творческой единице.[1, с. 41]

Безусловно, проектная деятельность, направленная на становление патриотических чувств, позволяет детям усвоить непростой материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательную работу увлекательной и мотивационной.

Несомненно, целью проектов по формированию и становлению патриотических чувств является создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, и естественно, сотворчества детей и взрослых через проектную деятельность, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для становления нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

При создании проекта определяются следующие задачи:

  1. Комплектовать систему ценностей ребенка, приобщать к историческому, культурному наследию малой Родины и России; развивать познавательные, творческие, эмоциональные и речевые процессы; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину и Россию, своих земляков, защитников Отечества, чувство уважения к старшему поколению.
  2. Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ и воспитательно-образовательное пространство интерактивными формами.
  3. Развивать сотрудничество с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Иными словами, развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и от правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок. Поэтому целесообразно свою работу начать с создания развивающей предметно – пространственной среды, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовала развитию у них нравственно-патриотических чувств.

Без всякого сомнения, большое значение в воспитании любви к Родине играет художественная литература, поэтому важно оформить в группе ДОУ книжный уголок. Здесь воспитатель читает детям русские народные сказки, знакомит с пословицами и поговорками, на примере литературных героев учит детей различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей. К праздникам и знаменательным датам воспитатель вместе с детьми оформляет тематические выставки.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников, разумеется, являются народные игры. Иными словами, в них отражаются национальные устои, образ жизни людей, их труд и быт, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. В самом деле, велико значение развивающих игр в становлении нравственно-патриотических качеств дошкольника. В уголке развивающих игр дети развивают сообразительность, учатся самостоятельно решать поставленную проблему, и в частности, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

В уголке творчества дети проявляют инициативу во всевозможных видах деятельности. С одной стороны, им доступны материалы для рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования. А с другой, здесь организуются выставки рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так и совместно с родителями.

Генерирование патриотических чувств проходит эффективнее, если устанавливается тесная связь с семьей. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность.

Таким образом, воспитание патриотических чувств – это длительный, сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов.

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64с.
  2. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / авт. сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 104 с.
Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь