Воспитание духовно-нравственных чувств у дошкольников с ТНР посредством сказки

0
583

Полохало Ольга Владиславовна,
Токмачева Нина Петровна
воспитатели
Переяславцева Ольга Витальевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа

 

Воспитание духовно-нравственных чувств у дошкольников с ТНР посредством сказки

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им владеть. Особенно отчётливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того чтобы связно рассказать о чем-то, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия духовности и нравственности через сказку.

Именно со сказки у ребёнка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребёнок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и ёмкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы.

С 5 лет ребёнок начинает сопоставлять себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные сказки. Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них бедный словарный запас, в употреблении слов проявляются неточности, отсутствует полнота изложения, снижена речевая активность, что влечёт за собой низкую коммуникативную направленность их речи. В наши дни в процессе педагогического и коррекционного воспитания были созданы различные сказки. Одной из любимых сказок наших детей является «Сказка о весёлом язычке», в которой в весёлой, доступной для ребёнка форме предлагаются различные упражнения для языка. Это стимулирует ребёнка к выполнению артикуляционной гимнастики и позволяет быстрее достичь желаемого результата. Одним из способов преодоления речевых затруднений является совместное чтение литературно-художественных произведений с детьми дошкольного возраста. Рассмотрим приёмы работы на примере различных сказок. Чтобы первое знакомство со сказкой не только заинтересовало ребёнка, но и нашло отражение в его чувствах и эмоциях, мы выразительно преподносим текст, предпочитаем текст не читать, а рассказывать. Затем рассматриваем вместе с детьми иллюстрации, проводим беседу, которая поможет дошкольнику лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Задаём вопросы, которые помогают выяснить, насколько ребёнок понял сюжет. Некоторые вопросы помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие – обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения. Используем приём словесного рисования характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Это помогает ребёнку вообразить себя художником-иллюстратором, подумать и рассказать, какие картинки он хотел бы нарисовать к сказке. Затем мы с детьми лепим персонажей и декорации, рисуем иллюстрации к сказкам. Для развития умения сравнивать и понимать сравнение проводим аналогию между сказками и другими фольклорными формами (пословицами, поговорками).

Рекламное сообщение     

Например, с целью употребления в речи антонимов предлагаем ребёнку вспомнить пословицы с противоположным значением. • К сказке «Маша и медведь» подойдёт пословица «Глупый киснет, а умный мыслит»; • к сказке «Две козы» – пословица «Глупые ссорятся, а умные договариваются»; • к сказке «Иван-царевич и серый волк» – пословица «Сам пропадай, а товарища выручай»; • к сказке «Заяц-хваста» – пословица «Знай больше, а говори меньше»; • к сказке «Бычок – смоляной бочок» – пословица «Чужого не надо, а своего не отдам».

Следующий этап работы – пересказ сказки. Он может быть полным (пересказ всего текста) и фрагментарным — по эпизодам, по книжным иллюстрациям и репродукциям на сказочные сюжеты, по настольным картинкам. После пересказа можно предложить ребёнку выполнить разнообразные задания: • в сказке «Колобок» — найти и указать повторность схожих эпизодов, последовательность появления персонажей «от малого к большому»; • в сказке «Три медведя» — найти и указать троекратность повторов, последовательность «от большого к маленькому»; • в сказке «У страха глаза велики» — найти и указать повтор действия, последовательность «от большого к малому»; такое же задание можно дать при пересказе сказок «Репка», «Хвосты».

С целью конструирования слов, словосочетаний и предложений предлагаем ребёнку: • образовать однокоренные слова (зайка – заинька – зайчишка); • придумать созвучные слова к слову трава (трава-мурава, трава — дрова, в траве-мураве); • составить длинное распространённое предложение (игра «От каждого по словечку»), например: «Колобок» – «Колобок катится» – «Колобок катится по дорожке» и т.д.

Наличие в языке синонимов и их употребление развивает у детей способность чувствовать выразительность речи. Для этого мы предлагаем подобрать синонимы к характеристикам героев сказок: • Алёнушка в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – нежная, заботливая, добрая; Ведьма – злющая, хитрая; • Медведь в сказке «Машенька и медведь» – неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; • Колобок – круглый, румяный, душистый, свежий, весёлый; или подобрать синонимы к отдельным предметам: • в сказке «Заюшкина избушка» избушка лубяная – деревянная, теплая, прочная; • избушка ледяная – холодная, не прочная, снежная, прозрачная.

С целью согласования порядковых числительных с существительными предлагаем ребёнку пересчитать героев сказки «Репка», зверей, которые приходили жить в теремок. Для расширения глагольного словаря предлагаем ребёнку перечислить действия героев: • Коза из сказки «Волк и семеро козлят» – жила-была, ходила, наказывала, пела; • Заяц из сказки «Заяц-хваста» – жил-был, хвастал, боялся, бежал.

С целью развития мыслительных операций классификации учим группировать предметы по заданному признаку: • Как одним словом назвать персонажей сказки, которые встретились Колобку? (дикие животные). • Как одним словом назвать предметы, которые использовала Машенька в сказке «Три медведя»? (посуда) и т.д.

Работа над сказкой должна проводиться не только в детском саду, но обязательно и дома, в семье ребёнка. Только работая совместно с родителями, можно добиться желаемых результатов в использовании сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей.

Сказка – это неотъемлемая часть логопедической работы, ведь сказка – это радость для детей.

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.
  3. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
  4. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В. И. Петрова – М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь