Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

0
794

Мигалева Марина Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№1»
Алексеевского городского округа

 

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
через организацию проектной деятельности

 

На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становиться одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определен социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающему чувством ответственности за судьбу страны.

Президент Российской Федерации В. В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодежи и ключевым аспектам патриотического воспитания обратил особое внимание на воспитание патриотов нашей страны: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент  – это патриотизм…Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и обществу»[3, c.2].

материалы в печатный сборник 

В разное время к вопросу патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Все они в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

В Белгородской области особое значение уделяется использованию «регионального краеведческого компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление детей с особенностями национальной культуры и быта своего народа, элементарными сведениями о своей малой родине, понимании того, чем может гордиться гражданин своей страны»

Парциальная программа для дошкольных образовательных учреждений «Белгородоведение» имеет целью «социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности посредствам приобщения детей к культуре родного края, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы Белогорья» [4, c.4].

Изучив труды педагогов-классиков (К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого,   В.И. Вернадского) по проблемам патриотического воспитания, а также американского педагога Д. Дьюи, который предложил метод проектов, мы пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития детей. Знания, полученные детьми в ходе практической реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Участие ребенка в проекте дает возможность проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. А педагоги, используя проектную деятельность как один из методов развивающего обучения, проявляют креативность, повышают качество образовательного процесса в ДОУ.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В последнее время, к сожалению, в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

В целях патриотического воспитания нами была проведена серия проектов, объединенных общей темой: «Живи и помни», «Бессмертный полк», «Пока мы едины – мы непобедимы», «День защитников Отечества».

В проектах решались следующие задачи:

– воспитание любви, чувства гордости и сопричастности малой и большой Родине;

– воспитание уважения к Ветеранам Великой Отечественной войны, чувства благодарности им за воинские и трудовые подвиги;

– пробуждение интереса к истории своего города, событиям общественной жизни;

– знакомство с достопримечательностями города, памятниками, названиями улиц, носящих имена известных людей;

– вовлечение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний;

– развитие познавательных навыков креативного и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения поставленных задач, установление причинно-следственных связей.

На подготовительном этапе много читали о Великой Отечественной войне, об армии, рассматривали энциклопедии, журналы, рисовали, пели, ходили в краеведческий музей, была развернута выставка детских книг о Великой Отечественной войне и о нашем городе. А во время просмотра презентации «Час памяти. Островок мужества» дошкольники много узнали о славной истории родного города, познакомились с портретами ветеранов – алексеевцев.

Накопив знания и впечатления, дети совместно с педагогами занялись созданием буклета, посвященного Дню освобождения Алексеевки от фашистов; подбирали книги, фотографии о Великой Отечественной войне, искали нужную информацию совместно с родителями.

Выяснилось, что многие памятные места Алексеевки ребятам хорошо известны: они там бывали, гуляли с родителями, там рядом живут их родственники. Дети знают исторические достопримечательности: «Мемориал Солдатской Славы землякам – алексеевцам», «Бюст старшего лейтенанта     Н.А. Рубана», «Памятник неизвестному солдату», «Могила Героя Советского Союза В.В. Собина, погибшего в боях с фашистскими захватчиками в 1944 г.», «Памятник погибшим воинам», «Памятник – мемориал советским воинам, скончавшимся от тяжелых ран в эвакуационном госпитале в 1943 г.». Здесь важно отметить, что велика роль семьи в формировании основ патриотизма у дошкольников.

После приступили к  работе над созданием буклета «Живи и помни!». Дошкольники с интересом выбирали фотографии, предлагали свои варианты оформления, сравнивали. Так постепенно вырисовывалась основа будущего буклета. Работа оказалась непростой. Потребовался не один день. Техническое завершение выполняли, конечно, взрослые, воплощая детский замысел.

На внутреннем развороте буклета находится краткая историческая справка об освобождении нашего города и информация о некоторых памятниках Алексеевки, посвященных Великой Отечественной войне. Вся информация буклета подкреплена фотографиями памятных мест Алексеевки. Изготовленные буклеты ребята раздали родителям других групп. Взрослые с интересом изучали его содержание, просили дополнительные экземпляры для родственников.

В продолжении темы предложили родителям вместе с детьми участвовать во Всероссийской  акции «Бессмертный полк», проводимой и в нашем городе. Наверняка, такие яркие впечатления останутся в памяти наших воспитанников надолго!

Реализуя проект «Пока мы едины – мы непобедимы!» в рамках тематической недели «Народное единство» дети совершили экскурсию в прошлое России. Они просмотрели презентацию «День народного единства», беседовали на тему «Люди прославившие Русь», узнали о заслугах Минина и Пожарского, углубили знания о защитниках нашей Родины. Итогом стало совместное творчество детей, родителей и педагогов – оформление выставки «Пока мы едины – мы непобедимы!» с семейными рисунками «Моя дружная семья». Ведь крепкие семьи – залог силы и единства нашей Родины!

Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами.

Патриотические знания, убеждения, установки, чувства, ценностные ориентации становятся устойчивыми личностными качествами в школьном возрасте. В дошкольном же детстве закладываются их основы, если подкрепляются системой активных целенаправленных действий и поступков патриотически направленного свойства с формированием навыков и умений патриотического поведения. Использование такой формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников как проведение проектной деятельности, имеет как раз практическую направленность формирования патриотического поведения и большой потенциал применения [1, c.256].

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению  А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [3, c.119].

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Вырщиков А.Н. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма: научно-популярное издание/ А.Н. Вырщиков,

 М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005.

  1. Семенов Д. Патриотизм – фундамент будущего.- М.: Красная звезда, 2012. – №78.
  2. Стручаева Т.М. «Белгородоведение» для дошкольных образовательных организаций/ Методические рекомендации/ Под редакцией Т.М. Стручаевой, Н.Д.Епанчинцевой. Белгород: ООО»Эпицентр», 2015.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь