ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
2776

Долуденко Наталья Павловна
Хохлова Антонина Викторовна
Константинова Юлия Валерьевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа

 

ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством классической литературы. В современных условиях на литературу возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Одна из важнейших целей литературного образования развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Ключевые слова: нравственность, патриотическое воспитание, литература, классические произведения.

Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

материалы в печатный сборник 

Это очень важно в воспитании дошкольников. Дети, как губка, впитывают все, что окружающая среда преподносит. И в наше время немного утратило свое начало нравственно-патриотическое развитие личности. С помощью художественных произведений можно исправить это и доступно показать, и рассказать ребенку каким был быт и традиции нашего народа [3, с. 62].

В сказках Александра Сергеевича своеобразное выразительное слово, которое имеет лаконичность и мелодичность наших предков. Задача педагогов, как можно раньше познакомить детей с творчеством Пушкина, потому что в его стихах и сказках отклик может найти и, стар, и млад.

При чтении произведений поэта у детей развиваются такие качества, как эмоциональность, мышление, воображение, фантазия. При изучении стихов и сказок этого великого писателя развивается эстетическое и воспитательное значение формирования личности малышей. Произведения Александра Сергеевича позволяют ребятам очень тонко чувствовать родной язык, расширять знания о своем народе, их быте [3, с. 107].

Воспитатель должен помочь дошкольнику понять жизнь общества, открыть мир чувств и взаимоотношений. Именно с помощью произведений Пушкина это сделать можно, правильно передав всю гамму эмоций и выразительных образов, которые ребенку будет очень легко усвоить и понять [2, с. 194].

Огромным потенциалом в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников обладают сказки А.С. Пушкина, преимущество которых заключается в том, что:

‒ знакомят с народным творчеством, историей и традициями народа, так как зачастую в сказках Пушкина за вымыслом скрывается реальная жизнь людей: «…Три девицы под окном. Пряли поздно вечерком»; «Кабы я была царица, – Говорит одна девица…»;

‒ способствуют формированию нравственных эталонов. Прежде всего, трудолюбия, доброты, смелости и т.д. так же формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности: «Он рыбачил тридцать лет и три года, и не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую. И сказал ей ласковое слово: “Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе”…» [3, c. 103];

‒ обогащают знания об окружающей природе и жизни: «…Там на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках, Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны, На брег песчаный и пустой…»;

‒ прививают интерес к русскому слову и чувство прекрасного: «…Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный, Свои мне сказки говорил».

Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло, они оптимистичны. Кроме того, каждая его сказка несет в себе какой-либо нравственный урок: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» [2, c. 97].

Педагогическое значение текстов сказок А.С. Пушкина связано с их своеобразной магической силой. Они легко проникают в самую глубь души в ее бессознательные слои, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.

Мы, как педагоги, помогаем ребенку развивать не только познавательные, умственные способности, но и творческие. В нашей группе по сказкам А.С. Пушкина воспитатели и дети показывают театрализованные представления, которые очень нравятся ребятам. Первая наша игра-драматизация «Сказка о рыбаке и рыбке». Дошкольники с удовольствием принимали в ней самое активное участие: готовили костюмы с помощью родителей, учили слова, пробовали эмоционально и артистично передать все чувства героев. Дети показывали эту сказку во многих группах нашего детского сада, и каждый раз ребята с интересом смотрели за действиями актеров нашего маленького театра.

Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью творчества великого русского поэта и сказочника Александра Сергеевича Пушкина перед детьми дошкольного возраста открывается мир патриотизма и чувства гордости за свой народ. Стихи и сказки становятся частью внутреннего мира растущего гражданина своей страны, помогают ему понять жизнь современного общества, и не дают забывать быт своих предков. Мы можем быть уверенными, что малыш, воспитывающийся на этих добрых и чутких произведениях, вырастет достойным патриотом своей Родины.

 

Литература

  1. Ашиков, В.П. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. 2000. №1.
  2. Жесткова Е.А., Малышева О.К. Устаревшая лексика сказок А.С. Пушкина в системе лексической работы в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015.
  3. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Нравственно – патриотическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1 – С. 126–130.
  4. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Самарцев А.Д. А.С. Пушкин: учеб пособие / А.Д. Самарцев – М.: Изд – во Белый город, 2003г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь