ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

0
929

Ключникова Елена Васильевна
Проскурина Наталия Егоровна
Овод Светлана Фёдоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

 

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений.

А. В. Запорожец отмечает, что с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека. Характерными чертами русских являются собранность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценности других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы – самобытная нация. Чтобы в наше время воспитать патриота своей Родины, нужно с детского сада прививать детям – любовь к родному языку, к историческому и культурному наследию народа, к Отчизне. [7, с.258].

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки его уходят своими корнями в далекую древность. Многочисленные жанры фольклора – предания, былины, сказки, песни, повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная роль в формировании национальной идентичности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Русский фольклор – кладезь народной мудрости: потешки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни – всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе детского сада.

Рекламное сообщение     

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте, считают В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.  В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Детский фольклор – это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры.

Г. Д. Демина отмечает, что устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному фольклору при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении. Л.Г. Дмитриевой  предлагаются основные традиционные обряды и тот репертуар, который может быть исполнен детьми. Однако сам праздник (например, «Масленица») зависит от активности, фантазии режиссера, который будет ставить этот праздник с детьми. Репертуар масленичных песен богатейший, выбор огромен, главная же задача программы – дать канву, по которой каждый педагог-музыкант, режиссер или хореограф вышьет свой индивидуальный рисунок [5, с.258].

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для дошкольника становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В  работе с семьёй нужно опираться  на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию мы используем различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь проводим анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываем совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводим тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания.

В дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых русских людей: сказки, потешки, прибаутки, знакомство и обучение игре на русском народном инструменте, начальное, избранное знакомство с народным календарем.

Одна из форм работы – проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок, традиционных народных игр, экскурсий позволяет объединить детей разного возраста общими чувствами переживаниями. При этом старшие дети, как правило, делятся с младшими опытом, готовят материалы, необходимые как для собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки.

Таким образом, при отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняется наглядный материл: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, коллекция открыток, библиотека детских книг по устному народному творчеству, предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы, народные игрушки, изделия из лозы, расписные матрешки.

В нашем детском саду уже много лет музыкальное воспитание осуществляется с учётом народно-православного календаря с использованием фольклорного материала, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность. Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинали  знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни, как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока – сорока» и т. д

Работая с малышами над музыкально-ритмическими  движениями, мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

В работе с детьми мы часто используем другие фольклорные жанры – песенки-веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети дошкольного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, жатвенные, свадебные песни.

В своей работе мы часто используем многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Результатом нашей деятельности является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Рождественская сказка». Интересно проходят «Колядки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Праздник «Масленицу» проводим на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала.

Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Список литературы

  1. Аникин, В.П. Детский фольклор /Аникин В.П.- М. : Юрайт, 2015. – 218 с.
  2. Виноградов, Г.С. Детский народный календарь/ Г.С. Виноградов. -Сибирская живая старина, Иркутск, 2015.- 117 с.
  3. Ветлугина, Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду./ Н.А.Ветлугина – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
  4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. – М.: – «Академия», 2015. – 320 с.
  5. Демина, Г. Д. Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников // Молодой ученый. — №14. – С. 457-459.
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега», 2016. – 112 с.
  7.  Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т. / А.В. Запорожец М.: Педагогика, 1986. – 360 с
  8. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду / М.Ю. Картушина.- М.: Академия,2016. – 415 с.
  9. Кольцова, М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках // М.И. Кольцова/ Дошкольное воспитание.- 2015.- №7.- С.41-44.
  10. Науменко, Г. М. Русское народное детское музыкальное творчество/ Г.М. Науменко. – М.,Советский композитор, 1988. – 159 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь