ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
884

Косова Валентина Николаевна
Черных Галина Николаевна
воспитатели
Власенко Татьяна Леонидовна
старший воспитатель
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Каждый педагог знает, что использование художественной литературы для развития нравственных качеств у дошкольников является актуальным и важным средством повышения уровня духовного и нравственного развития дошкольников.

Преимущество искусства как средство воспитания нравственных качеств дошкольников – в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.

Недостаточное развитие этих качеств ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

материалы в печатный сборник 

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир. «Книга – важнейший фактор воспитания», – писала Н. К. Крупская.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, нравственных  качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог обращает  особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к с литературе и поэзии, подходящей под возрастные категории детей. Прежде всего это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова,  Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов – Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова  и др.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.

Можно выделить три основных направления в применении художественного произведения в воспитательной работе:

– «вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев художественных произведений»;

– «раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения»;

– «формировать этические представления», способствовать их усвоению, систематизация и различению оттенков чувств.

  Но при изучении художественных произведений можно использовать дополнительные приемы в целях активизации решения задач по воспитанию нравственных качеств дошкольников. Например, при изучении русской народной сказки «Заяц – хвастун», мы решаем следующие задачи – воспитание у детей эмоционального отношения – положительного к скромности, отрицательного к хвастовству. Формируем у детей представление о скромности. В качестве дополнения к чтению и беседе можно использовать игру – драматизацию по сказке. Предложить детям «показать» хвастающего зайца, наглядно показав, как выглядит «хвастун». Дополнительно можно вспомнить другие  произведения художественной литературы, фильмы, мультфильмы, где дети заметили «хвастающих» героев, обсудить их.

Драматизация отдельных моментов разных сказок всегда нравится детям. И она более понятна, потому что при создании образов героев всегда подчеркивается их положительные или отрицательные качества. Интересно, когда образы «отрицательных» героев берет на себя воспитатель. Например, при драматизации отрывка из  сказки «Айога», воспитатель может взять роль девочки, а дети поупражняться в «уговаривании».

Очень интересно проходят небольшие театральные этюды по произведениям В.Осеевой. Детям можно предложить показать «исправившихся»  героев, подумать о том, какие хорошие поступки они могли совершить.

При ознакомлении со сказкой «Крылатый, мохнатый и масляный» педагог решает задачи воспитания чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи. Дополнительно можно вспомнить сказку «Пузырь, соломинка и боб». Посмотреть мультфильмы по этим сказкам.  В качестве примера важности участия каждого в общем деле воспитатель  предлагает  детям организовать общий концерт для детей младшей группы, обеспечив участие всех детей, распределив  «номера» в концерте по способностям и возможностям детей.

Знакомая всем сказка «Айболит» К. И. Чуковского. Многие дети знают отрывки из сказки наизусть. В качестве решения задач по воспитанию доброжелательности, сочувствия, желания прийти на помощь дополнительно к чтению и беседе по сказке можно организовать игру – драматизацию «В гостях у Айболита»,  используя в качестве «больных» как игрушки, так и самих детей  в роли  «животных».

После чтения произведений художественной литературы, которые формируют представление у детей о доброте, в группе можно организовать кратковременный проект «Наши добрые дела», с созданием «Книги добрых дел детей», куда вечером торжественно можно записывать все хорошее, что случилось за день.

В детском коллективе иногда возникают проблемы, связанные с поведением детей. И важно не оставлять такие ситуации без внимания, а обсуждать их, и подбирать соответствующие произведения детской художественной литературы для лучшего формирования этических норм представления. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Можно предложить детям провести небольшую дискуссию, которая  во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Хорошо подходят произведения Н. Носова, В. Осеевой.

Для закрепления эмоций и чувств детям предлагают включиться в различную деятельность, связанную с художественной литературой.  Дети могут рисовать, лепить по мотивам сказок, рассказов, организовывать  выставки: «Моя любимая сказка», «Сказочные животные», «Хорошо и плохо», «К. И. Чуковский» и др. Интересно проходит создание совместных работ.  Воспитатели подбирают мультфильмы к произведениям, уже знакомым детям. Большое впечатление оказывает на детей посещение театра, совместный просмотр кинофильма.

 Воспитание нравственных качеств  необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература в сильной степени способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Список литературы.

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1980.
  2. Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова «Ребенок и книга» (издательство «Акцидент », С-П 1996г)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь