Малахова Наталья Николаевна
Мещерякова Елена Николаевна
воспитатели
Полякова Надежда Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад №22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа.
СКАЗКИ НАРОДОВ РОССИИ, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ДЕТЕЙ С ТНР
Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Поэтому знакомство со сказками народов России, так как сказки прочно входят в быт дошкольника, близки его мышлению, представлению. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок народов России – и положительные, и отрицательные – раскрываются перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Наш детский сад посещают дети с общим недоразвитием речи. В связи с этим, знакомство с народными сказками, как одна из форм и методов работы, с детьми имеющие ОНР речи, которые, будут не только способствовать успешному усвоению программного материала, но и будут развивать нравственно-патриотические чувства, а также чувство эстетики. Содержание народных сказок должно быть подобрано с учетом психолого-педагогических, речевых возможностей детей. Усвоение материала должно происходить при постоянном закреплении изученного с последовательным усложнением, беседы, закрепление материала в совместной и самостоятельной деятельности.
Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. У ребенка с помощью сказки можно воспитать: доброту и честность, волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, оптимизм и целеустремленность. С помощью сказки можно развить у ребенка умение слушать и познавать, сравнивать и сопоставлять, умение мыслить словами, развить связную речь, интерес к новому, внимание, память, воображение, эстетические чувства, чувство юмора.
Сказочные истории привлекают ребят фантастическими образами, увлекательными приключениями, красотой и яркостью своего мира. Ребенок погружается в происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все волнующие ситуации сюжета. В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причём на подсознательном уровне. Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести, заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач.
Через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и предательстве. Именно сказки доступно и просто объясняют малышу, что хорошо, а что плохо, прививают моральные и социальные ценности. Сказка формирует характер, воспитывает душу.
Сказки народов России – это не только русские, но и мордовские сказки, ненецкие, ногайские, осетинские, татарские, хакасские, чеченские, чукотские, эскимосские, якутские и другие сказки. Сказки любого народа лучше подбирать в зависимости от возраста. Например, для старшего дошкольного возраста можно прочитать абазинскую сказку «Волк в западне», абхазскую сказку «Ажвейпш», адыгейскую «Богатырь-женщина» или бурятскую «Ангарские бусы» и другие. Слушая их дошкольник узнает, что у каждого народа есть свои сказки, понимает, как в народных сказках любят и уважают родителей, как персонажи сказок дружат и приходят на помощь. Если сказка удачно выбрана, выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. А это будет способствовать развитию не только патриотических чувств, но и нравственности, и эстетики.
Приобщение к культуре другого народа с помощью сказки – это не только путь нравственно-эстетического обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но и лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей и этики, и эстетики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у детей положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Для обогащения предметно-развивающей среды в группе должна быть создана библиотека сказок народов России, главная задача создания библиотеки – это познакомить детей с основами культуры разных народов, вызвать желание слушать читающего или рассказывающего сказки, с интересом рассматривать иллюстрации, если такие имеются, читать книги.
Ребенку с ОНР характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому каждая сказка подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности. После чтения нужно обсуждать вместе с детьми героев, их поступки. Предложить им подумать, как они поступили бы в той или иной ситуации. В 5-7 лет дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует его поведение, делает свои выводы, ставя себя на место персонажа. Стоит ориентироваться на настроение детей, не нужно навязывать мораль прочитанного, пусть сами сделают выводы. Для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычные и неэффективные запреты на что-либо. После прочтения можно выполнить творческое задание, например, нарисовать сценку из сказки или проиграть ее в кукольном театре, где персонажами могут быть и игрушки, и сами дети.
Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом и позволяют раскрыть детям мораль, нравственность в том, что дружба помогает победить зло, добрые, честные и миролюбивые всегда побеждают, а злые и лживые несут в сказке наказание.
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (красавица, умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Такого рода персонажи для ребёнка являются образцами для подражания, на которые он будет равняться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Таким образом, можно отметить, что нравственно-эстетическое воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. Произведения, созданные русским народом, – это то, что необходимо ребёнку для правильного, гармоничного развития и дальнейшего становления его как человека и личности, то что знакомит детей с категориями нравственности и морали, что закладывается и остаются с ребятами в течение всей их последующей жизни.
Список литературы:
- Иванова Э.И. Сказка и современное детство. // Дошкольное воспитание. – 1985. № 9. – С. 68-70.
- Кириллина М., «Патриотическое воспитание. //Дошкольное воспитание. – 2005. №5. С.20-25.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.-304 с.