Захарова Ольга Дмитриевна,
музыкальный руководитель
Гензе Надежда Ивановна,
педагог-психолог
Самсонова Наталия Васильевна,
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС №61» Семицветик»
Музыкально – эстетическая деятельность (теневой театр) как средство в формировании духовно – нравственных ценностей дошкольников
По мнению ученых 21 век прогнозируется как Век Человека, где духовность признается высшей ценностью. Ученые и педагоги считают, что православное воспитание, имеющее тысячелетний опыт и примеры истинных подвижников, героев Отечества может способствовать возрождению русской духовности, возвратить уважение к национальным духовно-культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные качества. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа и своего края, изучать историю и православную культуру, которые имеют свою череду дат и памятных событий. Систематичность освоения детьми тысячелетней истории, великой нравственной культуры, традиций наших предков способствуют формированию духовно-нравственных качеств в становлении личности ребенка, закладывают первоначальные основы культуры человека.
«Пусть каждый, – пишет К.Д. Ушинский, – припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника и до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого. Семья со своими праздничными традициями, природа со своими годовыми переменами и церковь со своими торжественными обрядами, – вот три элемента озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства. Поэтому нужно торопиться заложить фундамент света и добра в детских сердцах».
Таким образом, благодаря праздникам в детском саду создаются условия, при которых стандарты дошкольного образования, определяющие, какие знания должен иметь ребенок до школы о мире, человеке, истории и библейских сюжетах, могут быть выполнены без скучного морализирования – вот ведущая педагогическая идея, которая нашла отражение в воспитании подрастающего поколения в нашем опыте работы.
В жизни современных детей православные праздники образуют эстетический и эмоциональный фон-атмосферу тепла и радости. Духовно-нравственное развитие детей происходит в форме сопричастности, «путешествия во времени», системным погружением детей в контекст национальной культуры – воспитывает интерес детей к музыкальной деятельности средствами комплексного сочетания разных видов искусств: хоровое пение, музыкальный фольклор, устное народное творчество, кукольный и теневой театр, народно-прикладное творчество. Теневой театр «Рождество Христово» знакомит детей с одним из значимых христианских праздников годового круга. Позволяет быть причастными к событиям, произошедшим много веков назад.
Сценарий теневого театра «Рождество Христово»
( старший возраст)
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей посредством музыкально-эстетической деятельности.
Задачи:
-создать интерес к православным праздникам годового круга;
познакомить с музыкальным материалом, и фигурками-силуэтами для теневого театра.
Атрибуты: экран, с просвечивающимся эффектом, настольная лампа, фигуры героев театра.
ВЕДУЩИЙ. Имя матери Иисуса Христа – святая дева Мария, а восприемником был Иосиф, очень добрый человек.
(На экране появляются главные герои сюжета)
Давным-давно, больше 2000 лет назад святое семейство отправилось на ослике в город Вифлеем на перепись населения. Приехав в город, Мария и Иосиф не обнаружили в гостинице ни одного свободного места.
(Смена декорации)
Они были вынуждены поселиться в пещере, куда пастухи в непогоду загоняли свои стада.Седьмого января дева Мария родила младенца Иисуса в яслях, где кормят скот, на соломе.
(Смена декорации)
Первыми увидели рождение Христа посланники и слуги Бога – ангелы, спустившиеся с небес. Это маленькие детки с крылышками.
(Смена декорации)
Звучит песнопение:
Рождество Христово, ангел прилетел.
Он летел по небу, людям песню пел.
Все люди – ликуйте, в сей день торжествуйте,
В день Христова Рождества (2 раза)
Я лечу от Бога, радость вам принес.
Что в бедном вертепе родился Христос.
Скорей поспешайте, младенца встречайте,
Но-во-рожден-но-го!!!(2раза)
ВЕДУЩИЙ. Вот так ангелы принесли весть от Бога, что младенец Иисус- святой и безгрешный, что он спасет от гнева и страданий души людей всего мира. Ангелы сообщили пастухам радостное известие, что в их пещере родился Спаситель мира.
(Смена декорации)
Пастухи поспешили в пещеру, чтобы поздравить деву Марию, Иосифа и принести дары Иисусу.
Звучит песнопение:
Пастухи из поля раньше всех пришли,
В яслях на соломе Господа нашли,
Стояли, рыдали, Христа прославляли
И святую матерь Его. (2 раза)
ВЕДУЩИЙ. Когда Иисус родился, на небе появилась новая яркая звезда.
(Смена декорации)
Первыми ее увидели древние монахи – волхвы. Им она указала путь к вертепу, где родился Богомладенец.
(Смена декорации)
Ведомые звездой волхвы пришли к пещере и поздравили Иисуса Христа, принеся ему в дар ладан, смирну и золото.
Звучит песнопение:
А волхвы, увидев яркую звезду
Пришли поклониться Господу Христу.
Христа прославляли, Богу дары дали,
Злато, смирну и ливан. (2раза)
ВЕДУЩИЙ: В это время в государстве правил злой царь Ирод.
(Смена декорации)
Он боялся, что Иисус займет его царский трон и будет правителем вместо него.
Страшась этого Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола до двух лет.
(Смена декорации)
Звучит песнопение:
Ирод же мятежный о Христе узнал,
И убить младенцев воинов послал.
Всех детей убили, мечи притупили,
А Иисус в Египте был. (2раза)
ВЕДУЩИЙ. Но Иисуса Христа Бог послал на землю не для того чтобы быть царем в государстве, а, чтобы научить людей жить по совести, соблюдая Божии заповеди, не грешить.
(Смена декорации)
Звучит песнопение:
Много нагрешили, Спасе пред тобой,
Мы все люди грешны – ты один святой!
Прости прегрешенья, дай нам искупленье,
В день твоего Рождества. (2раза)
ВЕДУЩИЙ. Мы поздравим Младенца Иисуса и принесем ему свои дары- таланты, которыми он нас щедро наградил. Споем ему песни, колядки и расскажем стихотворения.
С Рождеством Христовым!!!
Список литературы
- Афанасьев, А.Н. Народные праздники /Древо жизни. – М., 1982.-245с.
- Ботякова, О.А. Этнографический музей–детям. Методическое пособие/О.А.Ботякова, Л.К.Зязева, С.А. Прокофьева и др. – СПб. Детство – Прогресс,-2001. -192с.
- Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.,2003. -226с..
- Добровольская, В.А. От чистого понедельника до светлого воскресения. –журнал «Народное творчество», 1995 №2.
- Забелин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. -М.,.1993г.-
- Киркос, Р.Ю. Православное воспитание. – СПб.2005. -221с.
- Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д. Маханева – СПб: Детство-Пресс, 1998. –304с.
8.Короткова, Л.Д. Сезонные праздники, игры и забавы для детей. – М., 1999. -280с.