РОЛЬ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
2201

Хохлова Любовь Александровна
Столяренко Ольга Алексеевна
Перцева Любовь Васильевна
воспитатели
МБДОУ ДС №62 «Золотой улей»
Старооскольского городского округа

 

РОЛЬ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Детская литература зародилась в недрах народного творчества. Колыбельные песни, прибаутки, потешки, былины, сказки все они повторялись по памяти, передавались из поколения в поколение, часть из них забывалась, терялась или изменялась. Появлялись и новые. Фольклор считается первой отправной точкой в литературе в целом.

Богатейшим  материалом  для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

материалы в печатный сборник 

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей – песенки и потешки, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки, былины.

Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Персонаж  волшебных сказок всегда носитель определенных моральных качеств.

Герой самых популярных волшебных сказок – Иван-царевич. Он многим помогает: животным и птицам, которые ему за это благодарны и в свою очередь, помогают ему; братьям, которые часто стараются погубить его.  Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств – смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Былины являются древним  жанром устного народного творчества, с которыми  детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин  богато примерами  для  патриотического  воспитания. После  прочтения  былин,  дети проявляют большой интерес  к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их  из пластилина,  подражают  им в игре.

Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. (Дети хотят  быть летчиками, космонавтами, военными).

В своей работе мы используем литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбираем произведения на определенные темы. Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто  о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину.

В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов,  мы используем наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки по теме.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени. Так как воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства, и воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Совместные усилия педагогов и родителей, могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 

Список литературы:

  1. Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.
  3. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 282 с. – (Сердце отдаю детям).
  4. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В.П., – Волгоград,2008г.
  5. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.
  6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. – №1.

7.Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007. — С. 11.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь