Серых Елена Михайловна
Серкина Валентина Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС №15 «Дюймовочка»
Старооскольского городского округа
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ
С ПОМОЩЬЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Как приобщить ребёнка к книге – сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень остро. Как известно, наши современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и всё реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилия, жестокость. Всё это способствуют разложению нравственных качеств у детей. А вот книга формируют у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение, которые в дальнейшем позволят им самостоятельно принимать правильные решения в будущем, в различной жизненной ситуации.
В связи с этим данная проблема становиться одной из актуальных в воспитании патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.
Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакомая детям с самого раннего возраста, особенно в детском учреждении, становится неотъемлемой частью познавательного процесса. Мы расскажем на примере старшего дошкольного возраста. Литературные произведения у детей формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма [1, c.5].
Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, так как были знакомы с раннего возраста, и уже отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к Родине, природе – просто невозможно.
Вот поэтому, в своей работе мы используем литературу самого разного объёма и стиля. Всегда в своей работе подбираем произведения на определенные темы: рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомим детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, к нападениям на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей [4, с.16].
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, мы используем наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии по теме. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и к своим близким, к своему народу.
1) читаем русские народные сказки, в которых рассказывается о героях-богатырях:
– «Соловей-разбойник»;
– Финист-Ясный Сокол»;
– «Никита Кожемяка»;
– «Змей Горыныч»;
– «Руслан и Людмила» и др.
2) читаем рассказы о России и о родном городе. Это отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество. Например, мы их знакомим через художественные произведения с историей России, Старого Оскола, используя, например, М.М. Пришвин «Моя Родина», К.Д. Ушинский «Наше Отечество», С. Баруздин «За Родину!»; стихотворения Е.Благинина «Шинель», Г.Рублёв «Солдаты», В. Щеколдин «Старый Оскол», К. Трофимов «Оскол, родной!», С. Туренко «Бои под Старом Осколом» и др.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени.
Совместные усилия педагогов и родителей, дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Проводим с родителями консультации о важности чтения художественных произведений в воспитании детей, о важности патриотизма в воспитании детей. Проводим выставки рисунков детей и родителей по русским народным сказкам. Так как русские народные сказки, полные чудесного вымысла, противостояния добра и зла, не только развлекают детей, но и закладывают основы нравственности [3, с.56].
В качестве вывода мы можем отметить, что для достижения эффективных результатов, необходимо пользоваться только тщательно отобранной литературой для дошкольников, рекомендованной стандартами образовательной сферы. Мы выявили, что с помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине [2, с.35].
Таким образом, главной задачей патриотического воспитания в дошкольном возрасте мы можем считать – приобщение дошкольника к Отечеству, формируют личностные идеалы, уважение, любовь к добру и справедливости, стимулирует проявлению чувств и гордости за свою страну. Ведь нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут проявиться самостоятельно. Данные качества формируются по мере накопления и конкретных фактов, и зависит от того, какие средства и методы воспитания были использованы в работе воспитателя.
Список литературы:
- Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. – М., –2015 – №2.
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.
- Артёмова Е.И. духовно-нрвствнно востн дошольников// Дошкольная педагогика. – 2012. – №7
- Грибок В.В., Рыбакова и.А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста//Дошкольная педагогика. – 2013. – №1.