Плитник Наталья Николаевна
Алешко Елена Михайловна
воспитатели
Алпутова Татьяна Григорьевна
инструктор по физической кукльтуре
МБДОУ ДС № 37 «Соловушка»
Старооскольского городского округа
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей нравственному становлению культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к культурной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое культурно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его гармоничное формирование и социальное развитие личности. Задача педагогов и родителей – воспитывать культуру общения у ребенка.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: волю, воображение, чувства, развивает его самосознание и самосознание, формирует мировоззрение. «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника»
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Формирование нравственной культуры дошкольников во многом зависит от того, насколько придерживаются норм и правил поведения в обществе его ближайшее окружение: педагоги, родственники, родители, друзья. В воспитании тех или иных качеств личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые отрицательные или положительные отношения к действительности.
Наша главная задача – разбудить душу ребёнка. А нравственная сторона личности – это её ядро. Нравственное отношение к жизни должно быть понято сердцем, прочувствованно, осмысленно. Наша задача: развить у детей доброту, осмысленное отношение к жизни, страданиям, сострадание, трудолюбие, испытаниям, в общем, все те качества, которые составляют основу счастливой жизни любого человека.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.
Сказка – неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
Народные сказки представляют для детей немалый интерес: «В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».
Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся и коммуникативное общение, а в частности – этические беседы.
Список литературы:
1.Акимова, Т.М. Русское народное поэтическое творчество: Т.М. Акимова / Издательство «Высшая школа». – Москва. – 1969.
2.Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович / Вопросы психологии. – 1995. – № 2.