ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ  

0
1010

Романова Оксана Витальевна
воспитатель
Ширинских Тамара Васильевна
Анисимова Вера Алексеевна
музыкальные руководители
МБДОУ ДС №62 «Золотой улей»
Старооскольского городского округа

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА
К ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ

 

В Белгородской области система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроена в соответствии с региональной моделью, которая обеспечивает все условия для свободного развития личности ребенка. Тем не менее, остается нерешенным ряд проблем: отсутствие сопряженности требований к результатам духовного и нравственного воспитания в образовательных учреждениях и семьях детей и подростков; недостаточное методическое обеспечение образовательного процесса по данному направлению; наличие детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Основной целью духовно-нравственного воспитания дошкольников является -развитие у детей интереса к изучению своего родного края, воспитание духовно-нравственных качеств средствами краеведения, выработка осознанного правильного отношения к социальным природным явлениям и объектам.

Исходя из цели перед педагогами был поставлен ряд следующих задач:

  • расширение представлений о родном городе, о православных праздниках, традициях;
  • ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, через ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии и формирование представлений о формах традиционного семейного уклада;
  • формирование становления духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников;
  • через знакомство с образами и реальностью окружающего мира, формировать умение замечать и самим стремиться к доброму и красивому.
  • воспитание уважения к православной культуре, посредством любви и привязанности к своей Родине, уважению к старшим.
Рекламное сообщение     

На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь духовного становления. Нравственные качества, приобретенные им в детстве, остаются на всю жизнь.

Динамика духовного развития определяется формированием внутренних и внешних навыков, проявления религиозных чувств. У детей образуется сфера «благочестия», в которую входит благоговение, любовь, преданность, и благодарность Богу. На основе этих религиозных чувств формируются такие нравственные качества, как ответственность, послушание, почтение, умение жить в согласии с окружающими.

У дошкольников преобладающий вид деятельности это игра, через которую, прежде всего, идет развитие творческого потенциала и любознательности. Начиная с младшего дошкольного возраста, знакомим детей с древним периодом русской истории через персонажей былин Владимирского цикла. Дети с удовольствием слушали о Добрыне Никитиче, Илье Муромце, князе Владимире – Красно солнышко, при этом узнав, почему его так прозвали.

Так, готовясь к празднику «День защитника Отечества», мы с детьми подготовили сценку «Три богатыря» с использованием ростовых кукол. Затем совместно с родителями приступили к изготовлению кукол былинных богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича. Во время исполнения сценки дети отобразили свои знания и представления через мимику, силу голоса, интонацию, движения. При обыгрывании данной сценки у детей возникло желание быть похожими на русских богатырей и защищать свою Родину.

Дидактические средства музейной педагогики занимают особое место в краеведческой работе. Они помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого, познакомить с  предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. В детском саду создан музей «Русская изба», где детям предоставлена практическая возможность действий с предметами, обыгрывания бытовых ситуаций, сюжетов народных сказок.

В старшем дошкольном возрасте на основе уже полученных детьми знаний расширялись представления о достопримечательностях города, о малой и большой Родине, об общественных событиях, традициях. С помощью экскурсий как обыкновенных, так и виртуальных, воспитанники посетили МКУК «Старооскольский краеведческий музей», православную гимназию №38 во имя святого благоверного князя Александра Невского, Александро-Невский Кафедральный Собор, музей МАОУ «СОШ №27 с УИОП», музей-заповедник Прохоровское поле и многое другое

Продуктивная творческая деятельность – это одна из форм работы с детьми, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд с использованием нетрадиционной техники. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей мы оформляем в форме тематических выставок. Эмоционально положительный  настрой  играет значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Важную  роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники и развлечения. Краеведческая викторина, народные праздники (Рождество, Масленица и др.), тематическое развлечение (день города, о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем. Они выражают  национальный характер и самобытность времени. Это яркая  форма отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

Важным условием эффективного осуществления духовно-нравственого воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители с большим интересом участвуют в создании развивающей среды: организации экскурсий, туристических походов, краеведческих фотовыставок, создании мини-музеев, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок декоративно-прикладного искусства.

Практика показала, что дошкольники, характеризуя поступки литературных героев и свои, осознают нравственные ценности добра и зла; отмечают значимость положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям, владению способами поведения; стремятся проявить милосердия и сострадания в той или ситуации, делают добрые дела для близких, друзей; стараются поступать справедливо во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, жить по нравственным основам с окружающей природой, в социуме.

Наше будущее и будущее нашей планеты зависит от наших детей. Они – духовные наследники, которые должны сохранить и передать основу великой культуры своим детям и внукам.

 

Список литературы:

  1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
  2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
  3. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь