ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

0
694

Басова Зоя Михайловна
Насонова Марина Валерьевна
воспитатели
МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»
Старооскольского городского округа

 

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Дошкольный возраст – яркая, уникальная страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливаются отношения ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природы, объективного мира. В дошкольном возрасте процесс обучения ребенка проходит эмоционально – на практике. Каждый ребенок в этом возрасте – маленький исследователь, он счастлив и удивлен, открывая мир вокруг него.

Создание музея в группе является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. Основной целью является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день мини-музей рассматривают как одну из современных педагогических технологий.

Погружение детей в созданную в дошкольном учреждении музейную среду предоставляет уникальную возможность приобщения дошкольников к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной практической деятельности.  Совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива педагогов, детей и родителей, ее результаты материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями, а также научит детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться.

Рекламное сообщение     

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Совместная работа педагогов, родителей и детей была направлена на воссоздание быта предков, и не просто жителей России, а жителей Белгородчины. Так, в группе был изготовлены макет «Русская изба». Дети при знакомстве с убранством избы узнали о русской печи, колыбели, глиняной посуде, сундуке, важности и значимости «Красного угла». Рассматривали вышивку на скатертях на столе, на накидках для подушек, ажурные выбитые салфетки, вязаные коврики. Дети любовались старинной вышивкой, восхищались мастерством рукодельниц. Всё это способствовало развитию у детей эстетического вкуса, интереса к прошлому своей Родины. На базе мини- музея «Русская изба» проводились занятия, досуги и праздники для детей и родителей. На них дети и взрослые знакомились с произведениями устного народного творчества, народной музыки и искусства, традициями и бытом русского народа. Дети играли на народных музыкальных инструментах, водили хороводы и играли в подвижные игры наших предков: «Ручеёк», «Гори – гори ясно», «Как у бабушки Матрёны» и другие. Напевные потешки, заклички, считалки быстро укоренились и широко использовались детьми в режимных моментах, в организации подвижных игр и наблюдениях за природой.

Был организован совместный досуг родителей и детей «Деревенские посиделки»

Знакомство с основными элементами русского народного костюма происходило через организацию мини-музея «Русский народный костюм», посвященному истории русского народного костюма, как части нашей страны.

Цель музея: изучить историю народного костюма. Приобрести в музей подлинный народный костюм не было возможности, поэтому педагоги сшили его сами и нарядили кукол, так в музее появились Белогор и Белогорочка. В группе при помощи родителей были сшиты экспонаты одежды, изготовлены головные уборы. Дети узнали, что одежда делилась на повседневную, праздничную, горемычную. Каждый вид одежды предназначался для особых случаев. Праздничная и венчальная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери. Головные уборы также делились на детские, женские, праздничные. На занятиях прикладным творчеством дети упражнялись в изготовлении женских украшений с использованием бисера, ниток, бусинок.

Дети знакомились с символами и орнаментами русской вышивки на одежде. Цвет в орнаменте в древности был своеобразным символическим языком, которым наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой. Черный цвет являлся символом покоя и постоянства, «Земля-матушка-кормилица», вечный покой, чернозем. Это символ ночи, которая дана природой для отдыха земли и людей, отрешения, скорби и траура. Красный – цвет огня, крови, солнца, символ долголетия, плод силы, власти. Считали, что он обладал охранительным действием: оберегал от сглаза и травм. Голубой цвет применялся очень редко, он обозначал холод, ненастье, страх. Зеленый цвет обозначал растительный мир окружающей природы, изобилие, радость, свобода, надежда и спокойствие. В одежде этот цвет применялся меньше, чем красный. Дети много узнали о символах земли, воды, неба, о древних символах – оберегах в народной вышивке: звезда – Алатырь, Орепей, Берегиня, Коловрат, где их вышивали на одежде и с какой целью.

Одним из символов защиты на Руси считались куклы – обереги. Дети рассматривали иллюстрации, находили выкройки в интернете и вместе с родителями изготовили разнообразных кукол, которых потом использовали в своих играх.

Следуя принципу активности в усвоении музейного наследия, были изготовлены дидактические игры «Укрась сарафан для девочки», «Укрась рубашку для мальчика», «Составь орнамент для украшения головного убора для Белогорочки», «Составь орнамент для украшения рубахи Белогору».

На занятиях по рисованию и аппликации дошкольники также упражнялись в разукрашивании народной одежды старинными орнаментами, тем самым закреплялись полученные в мини-музее знания об одежде жителей Белгородчины и России. На рисовании дети рисовали сарафаны, девушек в русском народном костюме. Рассматривали и примеряли русские шали и придумывали узоры для своих платков. На занятиях по аппликации и в самостоятельной деятельности украшали кокошники. В группе была организована выставка совместных поделок родителей и детей «Русский народный костюм».

Старооскольцы гордятся уникальностью и силой территорией Стойленского горно-обогатительного комбината, занимающегося добычей и обогащением железной руды. Среди родителей воспитанников были работники разных профессий, работающих на СГОКе. Именно они помогли создать познавательную экспозицию. Большинство дошкольников 5-6 лет читать еще не умеют, поэтому информация состояла из фотографий, наглядных экспонатов и макетов. Педагоги с помощью родителей создали макет карьера, дошкольники дополнили его машинами и экскаваторами. На занятие к детям приходил папа воспитанника, помощник машиниста тепловоза и много рассказал о работе подвижного состава, о том, как отгружается руда и затем отправляется на Оскольский Металлургический комбинат.

Также дети приняли участие в составлении альбома, посвященного электрометаллургическому комбинату и людям, работающим там. В группе была организована выставка детских рисунков «Наш ОЭМК».

Работа в мини – музеях строится на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокого усвоения и запоминания информации.

Появление мини-музеев в группах детского сада позволяет приобщать детей с раннего возраста к культурным ценностям и сделать слово «музей» привычным и привлекательным.

Организация мини-музея в группе не возможна была бы без участия и поддержки родителей, бабушек и дедушек воспитанников, которые не только собирали экспонаты для экспозиций, но и помогали проводить практические занятия с детьми, как в группе, так и дома.

Создание мини-музея позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Старшие дошкольники выступали в музее в роли экскурсоводов. Экспонаты мини-музея использовались для проведения развивающих ситуаций по развитию речи, ознакомлению с окружающим, художественно-творческому развитию.

Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. А мини-музей в группе стал неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды и показал свою значимость в нравственно –патриотическом и художественно – эстетическом воспитании и развитии детей.

Список литературы:

  1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. – № 2. – С. 32-37.
  2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. – N11. – С. 24-29
  3. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38-42.
  4. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 10. – С. 44-50.
  5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. – 2008. – N 3. – С. 58-63.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь