ОСОБЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

0
2286

Сторожева Юля Павловна
Михликова Лариса Сергеевна
воспитатели
Фомина Наталья Дмитриевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

ОСОБЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны.

Патриотическое воспитание детей всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, а особенно в коррекционных группах, так как дети с тяжёлыми нарушениями речи — это сложный своеобразный контингент. Но как научить этому детей с тяжёлыми нарушениями речи, в какой форме лучше донести до них эти знания. Данный вопрос не раз задавал себе каждый из педагогов.

Работая над темой патриотическое воспитание, главной задачей считаем создать для каждого ребёнка условия интересной, содержательной, успешной работы, вызвать у детей с тяжёлыми нарушениями речи желания размышлять.

Рекламное сообщение     

Поэтому, работая в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, одним из основных направлений воспитательной работы мы определили формирование представлений о патриотизме.

Данное направление работы для нашей категории детей является крайне сложным. Это связано с особенностями восприятия детей с тяжелыми нарушениями речи, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм».

Успех патриотического воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Часто родители не уделяют должного внимания данной проблеме, так как считают основной своей задачей подготовить ребенка к школе.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям, к папе, маме, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются через восхищение своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется ежесекундно на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту.

Работа в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по патриотическому воспитанию ведется по нескольким направлениям:

  1. Работа с семьями воспитанников
  2. Экскурсии и прогулки по родному городу
  3. Включение нравственно-патриотического компонента в ежедневные занятия воспитателя и учителя-дефектолога
  4. Участие в творческих конкурсах, выставках
  5. Сотрудничество нашей группы и библиотеки

В семье зарождаются нравственно-патриотическое воспитание, жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества. В своей работе с семьёй мы опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Как правило, родители мало обращают внимание детей на исторические места нашего города, не имея свободного времени или считая, что их дети еще маленькие. В связи с этим особое внимание мы уделили экскурсиям по нашему микрорайону «Жукова». С детьми мы посещали «Площадь победы», где познакомили детей с памятниками: «После боя», «Воинская слава2, с памятником маршалу Г.К. Жукову, рассказывали о героях, памятники которых стоят на аллее героев, возложили цветы героям. Они открыли для себя много нового.

Готовясь к празднованию победы, 75 летию в ВОВ мы оформляем с детьми и родителями мини музей «Наши родные герои». Родители воспитанников представляют нам материалы о родственниках – участниках ВОВ: фотографии, памятные вещи. Хочется отметить, на протяжении многих лет, наши родители вместе с детьми принимают активное участие во всероссийской акции «Бессмертный полк».

Каждый год наши дети принимают активное участие в конкурсах чтецов посвященных «Дню матери», «Освобождение Старого Оскола», конкурсах рисунков поделок, где занимают призовые места.

В рамках выбранного нами направления нравственно-патриотического воспитания на протяжении четырёх лет мы работаем над проектом «Вместе с книгой я расту». Мы уделяем большое внимание взаимодействию нашей группы и библиотекой им. А.С. Пушкина. У нас сложилась определенная система организации совместной деятельности: был заключен договор о сотрудничестве, составлен подробный план совместной работы, включающий в себя сроки, формы и тематику занятий с детьми. Информация о работе в данном направлении обязательно доводится до родителей детей, а те, в свою очередь, активно участвуют в экскурсиях, праздниках. Проводятся встречи между детьми, родителями и сотрудниками библиотеки, в ходе которых решаются проблемы совместной деятельности. Организуются выставки детских работ, викторины, праздники.

Основной задачей, которую поставили педагоги детского сада и сотрудники библиотеки, стала следующая: повышение уровня познавательного интереса детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре чтения художественной литературы.

В ходе составления системы совместной деятельности были выделены такие формы работы, как:

  1. Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, воспитателями и родителями.
  2. Организация выставок детской художественной литературы.
  3. Проведение бесед, викторин с детьми по прочитанным книгам сотрудниками библиотеки.
  4. Организация встреч с поэтами и писателями, авторами книг для детей.
  5. Организация выставок детских рисунков, поделок.

В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они могут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, зависит его познавательное и интеллектуальное, нравственно – патриотическое развитие. Одной из важных сфер познания для ребенка с тяжёлыми нарушениями речи является книга.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления детей с тяжёлыми нарушениями речи стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.

Список литературы:

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4.
  2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2.
  3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. – СПб.: Речь, 2004

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь