Гавриленко Ирина Анатольевна
Горетая Галина Павловна
Федорова Татьяна Григорьевна
воспитатели
МБДОУ ДС №2 «Колокольчик»
Старооскольского городского округа.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА ВОЕННУЮ ТЕМАТИКУ
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна,
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!
Основная задача дошкольного образовательного учреждения – патриотическое воспитание. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей. Это закономерно, так как чувство гражданской сопричастности многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножать богатство страны [1, с. 95].
На занятиях, задача которых воспитать в подрастающем поколении патриотические чувства, педагог дошкольного образования раскрывает многогранность, глубину и красоту произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
«Выходила на берег Катюша…» Кто не знает слова этой песни?! Ее поют во всем мире, знают и наши дошколята. Проведение в детском саду тематических бесед и мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания подрастающего поколения. Чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, тем скорее у него сформируется ответственность за будущее своей страны. Вот уже пять лет к нам в группу ходят мальчики и девочки: Миши и Маши, Саши и Даши, Коли и Вани… Есть среди них и девочка Катюша. Когда ребята были в младшей группе, мы решили разучить с ними замечательную песню «Катюша», анализируя которую прививали детям заботу и любовь к близким, преданность и веру.
Дети с удивлением узнают, что начало песни было написано еще до войны знаменитым писателем Михаила Васильевича Исаковским. Когда началась Великая Отечественная война, поэт встретился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером, и была создана прекрасная песня. За годы труднейших боев слова песни менялись несколько раз. Но звучала она всегда от чистого сердца. Песню пели не только на фронте, но и в тылу. Во время войны эту песню посвящали девушкам с именем Катюша, которая могла быть и медицинской сестрой, и пулеметчицей, и партизанкой.
Дети с интересом рассматривали фотографии девушек в военной форме. Особенно фотографию Кати Пастушенко. По мнению многих историков, эта песня посвящалась ей.
Наши воспитанники становились старше, но «Катюшу» не забывали. Все душевнее и трогательнее из детских уст звучали слова этой поистине народной песни, написанной Матвеем Исааковичем Блантером на слова Михаила Васильевича Исаковского. И именно «Катюша» помогла нам, педагогам, уже в старших группах начать более серьезный разговор о мужестве и смелости великого русского народа, боевой технике того страшного военного времени. Дети узнали, что «Катюшей» в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) солдаты прозвали боевую машину реактивной артиллерии, которая стала первой мобильной многозарядной системой залпового огня.
Ребята долго рассматривали фотографию «Катюши» – военной реактивной минометной техники. С интересом слушали рассказ воспитателя о том, что «Катюша» – её неофициальное название, в честь знаменитой песни, о том, как более 70 лет назад, 14 июля 1941 года, прогремел первый залп по врагу невиданного нового вида оружия – реактивной артиллерии. Одновременно семь советских установок залпового огня ударили по железнодорожной станции города Орша, забитой немецкими составами с тяжелой военной техникой, боеприпасами и горючим. Так в Великую Отечественную войну вступила Первая отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова [2, с. 143].
Ребята так увлеклись рассказом педагогов об «оружии Победителей», что решили с родителями и нами, наставниками, организовать выставку боевой техники. Все работы, выполненные из пластилина и картона, сопровождались детскими рисунками по данной тематике. Экспозиция получилась очень интересной и познавательной, даже дети из других групп приходили на экскурсию. По рекомендации педагогов на одном из родительских собраний родителям было предложено сходить со своими детьми на просмотр фильма Владимира Мотыля «Женя, Женечка и Катюша». В этом фильме дети смогли во всех ракурсах увидеть легендарную боевую машину «Катюша».
Ребятам также было интересно узнать, что в 1986 году, когда уже давно отгремели залпы канонады, советская школьница стала посланником мира: она поехала в Америку с миссией и встретилась с президентом США Рональдом Рейганом. Символично, что девочка носила имя Катюша – Екатерина Лычева.
Это русское красивое имя в годы Великой Отечественной войны вело к Победе. Мы, поколение людей, которое знает об этой страшной войне, будем жить, помнить и передавать детям величие русского духа.
«Катюша» — не единственная песня, которую мы поем с нашими воспитанниками. Если бы вы только видели, с какой трогательностью и патриотизмом ребята исполняют такие замечательные музыкальные произведения, как «Нам нужна одна победа», «Три танкиста», «Я хочу, чтобы не было больше войны», «День Победы», «Журавли».
Воспитанникам было интересно узнать историю создания песни «Журавли». Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихотворение на родном языке. Тема журавлей навеяна посещением памятника японской девочке, страдавшей от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме. Садако Сасаки надеялась, что вылечится, смастерив тысячу бумажных «журавликов».
Кстати, именно песня «Журавли» помогла организовать с нашими подопечными ежегодную акцию «Мой крылатый журавлик». В День Победы мы выходим с ребятами на улицы города Старый Оскол и дарим бумажных журавушек горожанам.
Расул Гамзатов учился в литературном институте с Наумом Гребневым — известным переводчиком восточной поэзии. Наум Исаевич перевел стихотворение «Журавли» на русский язык, вложив при этом личный опыт, приобретенный в годы войны.
Через несколько лет после появления песни «Журавли» в России, в местах боёв 1941—1945 годов, возвели памятники, центральным образом которых были летящие журавли, как символ памяти о погибших в эту ужасную войну.
Дети с удовольствием зарисовывают запомнившиеся сюжеты по рассказу об этих знаменитых песнях.
Мы часто беседуем с воспитанниками о войне. И верным помощниками стали для нас книги. Ведь именно они помогают подрастающему поколению научиться по-настоящему понять, что пережили люди в то страшное военное время, именно книги учат ценить все то хорошее, что есть в жизни: мирное небо над головой, родных и близких. Поэтому ребята очень полюбили такие художественные произведения, как «Дедушкин орден» А. Митяевой, «Твои защитники» Л. Кассиля, «Галина мама» С. Георгиевской, «День Победы» С. Михалкова, «Война и дети» А. Гайдара, «Брестская крепость» С. Алексеева и многие другие. После каждого прочитанного произведения дети выражают пережитые чувства и эмоции в своих рисунках. Именно в них кроется ключ к детской душе. Рисунок помогает нам, взрослым, увидеть и услышать маленького человека, понять его чувства и переживания. Нам приятно было узнать, что после таких мероприятий воспитанники нашей группы побывали в Москве, вместе с родителями посетили музей на Поклонной горе, где воочию смогли посмотреть на «оружие Победителей»!
Таким образом, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посредством изучения художественных и музыкальных произведений привить любовь к родной стране.
Список литературы
- Иванова Т. В.Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010, 96с.
- Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007, 192с