Габелко Ольга Александровна
Батакина Галина Валерьевна
музыкальные руководители
МБДОУ ДС№ 15 «Дюймовочка»
Давидчук Ирина Александровна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС №29 «Рябинушка»
Старооскольского городского округа
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых проблем идейно-политического и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье нашего общества.
Результаты социальных, психологических и педагогических исследований показывают, что в науке активизировался поиск решения этой проблемы, направленный на разработку духовно-нравственного воспитания в соотношении светского и религиозного понимания.
Преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас позаботиться о будущем нашей страны, о ее подрастающем поколении. Поэтому эта проблема весьма актуальна на данный момент времени. Возникла объективная потребность в разработке системы нравственного воспитания дошкольников, где весомую роль играет художественно-эстетического развитие для формирования нравственных ценностей дошкольников посредством художественно-эстетической деятельности ДОУ в системе взаимодействия и семьи.
Нравственное воспитание – это воздействие семьи, образовательных учреждений и общественности, имеющее цель формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения ребенка на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали в практической деятельности.
Цели нравственного воспитания дошкольников: воспитывать нравственные чувства через семью и социум и формировать устойчивые нравственные ценности и качества личности дошкольников.
Задачи дошкольных организаций сформировать у ребенка ценностные ориентации жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человека и общества, а результатом этого процесса являются устойчивые основы нравственных качеств личности.
Для эффективности воспитательных мероприятий необходимо, чтобы каждое воздействие педагогов имело силу формирующего характера. Важным механизмом успешного нравственного воспитания является художественно-эстетическое развитие дошкольников, где большое время отводится искусству и музыке.
Благотворной почвой формирования нравственных ценностей дошкольников является музыкальная образовательная деятельность. Ее процесс направлен на развитие восприятия, формирование наблюдения, слушания, эмоционального отклика. Дети приобретают образную эмоциональную оценку предметов, действий и осмысление воздействия разных видов искусства.
В своей деятельности музыкальный руководитель решает следующие задачи нравственного воспитания дошкольников:
1) воспитание нравственных и эстетических чувств;
2) формирование нравственности дошкольников;
3) формирование культурного наследия своего народа;
4)создание условий обеспечивающих художественное, эстетическое, познавательное развитие и выявление талантливости.
Музыкальная деятельность одно из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Разные виды музыкальной деятельности обладают специфическими средствами воздействия на дошкольников.
- Восприятие музыки пробуждает чувства детей
- Пение рождает способность переживать и передавать настроение, душевное состояние, отраженное в музыке
- Правильный музыкальный и песенный материал способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, расширяет их кругозор
- Танец своими движениями позволяют передавать разные чувства, образы, настроения, переживания
- Исполнительство и музыкальное творчество помогают детям понять роль коллектива в разных видах деятельности, способствует формированию мировоззрения, социализации, коммуникации.
В нашем ДОУ мы стараемся использовать разные средства художественно-эстетического развития для формирования нравственных ценностей дошкольников через музыкальную деятельность, опираясь на цели нравственного воспитания и слова сформулированные Ш.А. Амонашвили: «В душе ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания….». Поэтому главной целью работы музыкального руководителя является создание педагогических условий для формирования нравственных ценностей дошкольников посредством художественно-эстетической деятельности при взаимодействии с семьей.
Для этого необходима развивающая среда – где происходит интеграция социальных институтов, направленных на развитие и воспитание дошкольников. Музыкальная образовательная среда в ДОУ разделяется на регламентируемую (организованная) и не регламентируемую (совместная с родителями и педагогами) музыкальную деятельность.
Регламентированная музыкальная деятельность включает в себя музыкальные занятия, праздники, развлечения и другие мероприятия, и виды деятельности с использованием музыки. С их помощью воспитываем любовь к стране, родному дому, детскому саду, к городу, гордость и уважение к армии, защитникам отечества, любовь и уважение к родителям и семье. В мероприятиях отражаем разные темы: «Моя семья», «Детский сад – второй мой дом», «Старость надо уважать», «Россия – Родина моя», «Слава армии», «Великая победа»», «День матери», «Папин праздник» и др.
В репертуаре программы музыкальной деятельности часто используем богатейшую сокровищницу России – русскую музыкальную классику, а также музыку зарубежных и современных композиторов.
Большими возможностями нравственного воздействия обладает русская народная музыка. Все народные мелодии, песни, игры, танцы используются в слушании и музыкально-ритмической деятельности дошкольников. Посредством народной музыки дети приобщаются к народной культуре.
Тематическая музыкальная деятельность позволяет на содержательном музыкальном материале дать детям представления о нормах и правилах поведения, сформировать эмоционально-мотивационные ценности и культуру чувств дошкольников.
Каждый временной цикл мы заканчиваем календарными праздниками, развлечениями, где дети проявляют себя в мире музыки и литературы (танцуют, поют, читают стихи), изготавливают поделки, декорацию, привлекаем на помощь и взаимодействие родителей. Все это способствует развитию у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными и заботливыми к родителям, взрослым и детям.
Так же в своей работе мы используем потенциал фоновой музыки – музыки звучащей на втором плане в жизнедеятельности дошкольников, которая используется в режимных моментах и вызывает определенные чувства и эмоции, которые оказывают влияние на совершенствование эмоциональной сферы дошкольников.
Нерегламентированная музыкальная деятельность осуществляется при помощи взаимодействия музыкально-образовательной среды ДОУ и деятельности семьи. В свою работу по формированию нравственных ценностей дошкольников средствами художественно-эстетического развития мы включаем разные формы работы с родителями, в том числе и нетрадиционные: анкетирование, собрания, семинары-практикумы, конференции, консультации, оформление стендов, совместные досуговые мероприятия, посещение выставок, конкурсов и т.д., что позволяет повысить теоретический уровень родителей и сформировать их практические умения. Такие интегральные средства обеспечивают успешное взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах нравственного воспитания.
Результатом этой работы являются позитивные сдвиги в поведении дошкольников, в развитии самооценки, устойчивых представлениях о морально-этических нормах поведения. Дети стремятся стать лучше.
Таким образом, формирование нравственных ценностей дошкольников посредством художественно-эстетической деятельности при взаимодействии с семьей будет эффективным, если педагогами будут созданы и осуществлены педагогические условия, которые позволят увидеть выпускника детского сада самостоятельным, активным, инициативным, имеющего яркую индивидуальность, отзывчивым к людям, красоте мира и искусства, имеющим практические навыки и умения в своей деятельности.
В сложившейся ситуации нашей страны очень важным является организация нравственного воспитания дошкольников в тесном взаимодействии ДОУ и семьи, ведь семья – это главный институт воспитания, в ней закладываются основы личности и морально-нравственные качества ребенка. Главный результат деятельности ДОУ заключается в обогащении духовно-нравственной культуры, воспитании патриотических чувств, морально-этических ценностей и качеств дошкольников. Мы хотим, чтобы наши воспитанники были духовно богаты и высоконравственными людьми.
Список литературы
- Азаров, Ю.П., Семейная педагогика. – М.: Политиздат,1998
- Аришина, Н.П., Уроки прекрасного: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995
- Игошев, К.Е., Минковский Г. М. Семья, дети, школа. – М., 2004
- Ковалева, Г. А., «Воспитываем маленького гражданина». Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: «Аркти» – 2003
- Сметанина, А. Ю. Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства [Текст] / А.Ю. Сметанина // Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога: Материалы научно-практической конференции. – Вып. 5. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006
- Флейк-Хобсон К. и др., Развитие ребёнка и его отношений с окружающими /пер с анг. – М., 2007