ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

0
1461

Кожушкова Ирина Сергеевна
Шипилова Марина Леонидовна
Артёмова Мария Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В дошкольном образовательном учреждении, как в государстве и нашем обществе приоритетным направлением деятельности является патриотическое и духовно-нравственное воспитание личности дошкольника.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Вместе с детьми надо изучать духовное богатство нашего народа и культуры, тогда ребенок вырастит воспитанным гражданином и патриотом, будет знать и любить свою Родину. Что бы сформировать основы гражданственности у дошкольников необходимо решить такие задачи:

материалы в печатный сборник 

– воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– развить интерес к русским традициям и промыслам;

– знакомить с государственной символикой России;

– расширить представления детей о городах и регионах России;

– формировать чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;

– формировать уважение к другим народам и их культуре.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, художественной, творческой, бытовой) – это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма в системе художественно-эстетического развития средствами фольклора, искусства, музыки, устного народного творчества и т.д.

Приоритетным условием реализации патриотического воспитания в системе художественно-эстетического развития в детском саду является организация развивающей предметно-пространственной среды. Во время создания предметно-пространственной среды мы руководствуемся общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть безопасной, вариативной, содержательно – насыщенной, доступной, трансформируемой.

В нашей группе созданы условия для патриотического воспитания во время художественно-речевой, изобразительной, музыкальной деятельности. У нас есть книжный уголок, музыкальный, изобразительный, театрализованный.

Наши уголки так оборудованы, чтобы дети могли свободно подойти и выбрать любой материал для творчества и при этом проявлять инициативу и самостоятельность. Наши уголки оборудованы различными играми, пособиями и материалами.

В книжном уголке располагается: детская художественная и энциклопедическая литература, которая соответствует возрасту детей, тематические альбомы («Мой Старый Оскол родной», «Москва – столица нашей Родины»), книжки-самоделки («Дом, в котором я живу», «Моя любимая сказка»), портреты писателей, подборки аудио и видеозаписей сказок, стихов, рассказов.

В группе постоянно поддерживается интерес детей к книге, устраиваются выставки одного автора или одной направленности (народные сказки, стихи о Великой Отечественной Войне, С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, В. Павленко «Родина моя», А. Дуйсенбиев «Родина» и др.). Мы вместе с детьми ощущаем причастность к нашему прошлому и настоящему, когда печалимся и радуемся, слушая песни и стихи о Родине, о подвигах героев Великой Отечественной Войны, о природе нашего края.

В театральном уголке мы собрали разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой, есть коврограф и ширма с набором объемных и плоских кукол и декораций. Для разыгрывания народных сказок мы вместе с детьми изготавливаем разные маски, конусы с головками-насадками, декорации, используя цветную бумагу, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы, которые находятся здесь же, в уголке. Весь этот материал мы активно используем во время организованной образовательной и самостоятельной деятельности с детьми.

В уголках изобразительной деятельности мы собрали произведения народного искусства, такие как: семеновская, богородская деревянная игрушка; дымковская, каргапольская, филимоновская глиняная игрушка. У нас в группе есть место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей.

Мы также тесно сотрудничаем с родителями в вопросах патриотического воспитания дошкольников, используем такие формы работы, как: родительские собрания, на которых обсуждается необходимость патриотического воспитания в семье, открытые занятия на патриотические темы ( «Всемирный день матери», «Праздник детства», «День рождения земли», проект «Я гражданин – я патриот»), совместные экскурсии к памятника боевой славы нашего города, вместе с детьми и родителями принимаем участие в марше «Бессмертный полк», организуем совместные праздники ( День Защитника Отечества, Международный Женский День, День Победы «Я помню, я горжусь»), фольклорные праздники «Масленица», «Колядки», мероприятия памятных дат, совместную продуктивную деятельность (выставки работ ко дню Победы, дню Защитника Отечества).

Родители очень помогают нам в пошиве костюмов и изготовлении декораций, организации совместных посиделок, посещений музеев, художественных выставок.

Мы считаем, что главной целью в нашем воспитании дошкольников является развитие в них самого доброго, чистого и человечного, заложить основы нравственности. Это сделает их более крепкими и стойкими к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей, сформируют их гражданские качества, их представление об окружающем мире и истории своего народа.

Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2005.-
  2. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С.57-67.
  3. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 282 с. – (Сердце отдаю детям).
  4. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. – М.,2007.-175 с.
  5. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2008.-94с.
  6. Поваров, К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. – Москва: ИЭОПГКО, 2007. – 144 с. – (Обретенное поколение).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь