Елагина Ирина Ивановна
воспитатель
МБДОУ ДС комбинированного вида№ 39
г. Апшеронск, Краснодарский край
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
ЗАПАХИ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!
проект
- Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий.
- Сроки проведения: среднесрочный (1,5 месяца).
- Направления: познавательное, художественно-эстетическое.
Цель проекта: формирование у дошкольников представления об обонянии как способе познания окружающего мира и развитие желания укрепления здоровья своих органов чувств.
Задачи:
образовательные
- пробудить интерес к миру запахов и использованию обонятельной чувствительности для получения информации.
- дать знания о своем организме – о функциях носа, и его значении;
- учить использовать обонятельную чувствительность в познавательной деятельности.
- обогащать речь детей словами, характеризующими запахи различных предметов и явлений окружающего мира;
развивающие
- развивать обонятельную память;
- развивать интерес к собственному здоровью;
воспитательные
- воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Участники проекта: воспитатель, дошкольники, родители.
Актуальность. Наш мир окружен всевозможными запахами и ароматами, и развитие обоняния у дошкольника не менее полезно, чем развитие слуха и мелкой моторики.
Действительно, любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами (видами информации). В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов, в том числе обоняния. Тогда и будут познаны ребенком, так называемые особые свойства предметов, одним из которых является запах. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.
Кроме того, в последние пять лет по результатам медицинских исследований наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными патологиями в развитии ЛОР – органов. А нам взрослым: педагогам и родителям хотелось бы видеть наших детей здоровыми, как можно меньше болеющими. Поэтому именно в дошкольном возрасте нужно говорить о значимости сохранения и укрепления здоровья в целом и органов обоняния в частности. Ведь правильное дыхание и гигиена носа во многом способствует нормальному развитию организма, так как насыщает наш мозг так необходимым ему кислородом.
В настоящее время в условиях федерального государственного стандарта на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Но в дошкольном воспитании одной из основных проблем сенсорного воспитания ребенка является проблема развития обоняния.
Поэтому в силу недостаточной разработанности названной проблемы и применении ее в образовании, мне хотелось бы предложить некоторые свои практические аспекты ее решения, направленные на формирование полноты представлений и образов у дошкольников об окружающем мире и развитии желания беречь и укреплять собственное здоровье.
Этапы реализации проекта:
- 1 этап – подготовительный
- 2 этап – основной
- 3 этап – заключительный
Ожидаемые результаты:
- У дошкольников сформируются умения и навыки активного использования обоняния как источника дополнительной информации о предметах, веществах, явлениях и действиях.
- Расширится кругозор, систематизируются знания детей по теме.
- Совершенствуются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Выработаются навыки коммуникативного общения.
- Сформируются гигиенические навыки по уходу за органом обоняния.
Содержание проекта:
1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе проекта была выявлена актуальная проблема, необходимое время для реализации проекта, подбирались предметы развивающей среды, необходимые для использования в работе, приемы педагогического воздействия и исследовательской деятельности, материалы для продуктивной деятельности, а также информация для родителей по теме проекта.
Были изготовлены карточки-схемы по правилам использования обонятельной чувствительности: уход за полостью носа, умение правильно пользоваться носовым платком, способы правильного и неправильного дыхания, техники безопасности при вдыхании запахов. Выполнены презентации для дошкольников, иллюстрирующие стихи о носе, правила гигиены носа и дидактическая игра «Угадай, чей нос?», а также презентация для родителей, содержащая интересные факты о носе и запахах.
Кроме того, в ходе беседы с детьми при помощи «модели трех вопросов» было выяснено, что дети знают об обонянии, что хотят узнать, что они могут сделать, чтобы узнать, и к кому можно обратиться за помощью. А с помощью анкетирования родителей воспитанников выяснили, что никто из ребят не имеет аллергических реакций на различные запахи и ароматы, все 100% родителей отметили важную роль запахов в познании детьми окружающего мира и в том, что цвет может ассоциироваться с определенным запахом.
2 этап – основной.
Основной этап работы над проектом, включал в себя интеграцию образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась и в ходе режимных моментов; в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности и в ходе самостоятельной деятельности детей.
Воспитателем проведены четыре игровые образовательные ситуации по теме проекта: «Мой замечательный нос», «Нарисуем запах весны», «Эти интересные запахи», «Чем пахнет музыка?».
Обогащение развивающей среды игрой «Парфюмерная лаборатория», и коллекцией Цветочных и Восточных ароматов позволила старшим дошкольникам почувствовать себя настоящими парфюмерами, создавая различные ароматы. Ребята научились работать с понюшками, описывать аромат, готовить сухие духи и выполнять опыты и упражнения для развития своей обонятельной памяти.
В ходе реализации проекта проходило тесное взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного сенсорного развития дошкольников.
3 этап – заключительный.
В результате совместной продуктивной деятельности детей, родителей и педагога была составлена папка с рисунками «Любимые запахи», в которой ребята нарисовали свой любимый запах, и выполнен фотоколлаж «Волшебный аромат цветов». Результаты проведения проекта, работы воспитанников и фотоотчет по проекту были представлены мною совместно с детьми на родительском собрании.
Эффективность реализации проекта.
Результаты реализации проекта по развитию обонятельной чувствительности у детей показали, что дошкольники способны воспринимать, различать запахи для получения полной информации о происходящем вокруг.
Проект не ставил цель познакомить дошкольников со всем многообразием запахов окружающего мира. Это невозможно, а, главное, не нужно. О многих важных для жизнедеятельности запахах дети будут узнавать постепенно. Содержание предлагаемого проекта «Запахи – это интересно!» является начальным этапом развития обоняния. На этом этапе важно показать детям, каким образом умение узнавать запахи, определять их источники облегчает ориентировку в окружающем, сформировать у дошкольников первоначальные навыки использования обоняния в различных видах деятельности и вызвать желание совершенствовать эти навыки.
Список литературы
1.Мэтью Ван Флит Вот так нос! / Мэтью Ван Флит . – Махаон, 2018. – 12 с.
- Епифанова, О. А. Детям про гигиену. В погоне за вредными микробами / О.А. Епифанова. – Эксмо, 2016. – 128 с.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ