Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

0
1459

Родительское собрание

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

​Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Подготовила:воспитатель Кудрявцева О.В.

Задачи:

Рекламное сообщение     

1.Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;

2.Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

3.Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»

4.Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;

5.Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребенком.

Ход собрания

1.Актуальность данной темы.

2.Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»

3.Мастер-класс по составлению мнемотаблиц, схем для родителей.

— Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

  • ​1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • 2.Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • 3.Бедность речи.
  • 4.Недостаточный словарный запас.
  • 5.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • 6.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • 7.Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника служит дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей Мнемотехника — это: обогащение словарного запаса; помощь при заучивании стихотворений; подробный пересказ художественной литературы; обучение составлению рассказов; отгадывание и загадывание загадок.

Для детей среднего дошкольного возраста можно давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т.п.), (черный круг – Баба Яга, голубой круг — царевна). Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Итоговый результат: у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц для родителей

Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.

В руки овощи берем,
​Овощи на стол кладем
​Лук, морковка, кабачок,
​Помидор, горох, лучок.

Литература:

1.Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов. – Москва: АРКТИ, 2009г. – 54с.

2.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 2007г. – 78с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь