Родительское собрание
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»
Подготовила:воспитатель Кудрявцева О.В.
Задачи:
1.Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
2.Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
3.Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»
4.Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
5.Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребенком.
Ход собрания
1.Актуальность данной темы.
2.Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
3.Мастер-класс по составлению мнемотаблиц, схем для родителей.
— Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
Проблемы речи детей дошкольников:
- 1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- 2.Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- 3.Бедность речи.
- 4.Недостаточный словарный запас.
- 5.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- 6.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- 7.Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника служит дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей Мнемотехника — это: обогащение словарного запаса; помощь при заучивании стихотворений; подробный пересказ художественной литературы; обучение составлению рассказов; отгадывание и загадывание загадок.
Для детей среднего дошкольного возраста можно давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т.п.), (черный круг – Баба Яга, голубой круг — царевна). Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Этапы:
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Итоговый результат: у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Мастер-класс по составлению мнемотаблиц для родителей
Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
Литература:
1.Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов. – Москва: АРКТИ, 2009г. – 54с.
2.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 2007г. – 78с.